Москва—Победа: точка отсчета
6 декабря 2007 г. в музейном комплексе «История танка Т-34» состоится большой мемориальный праздник, посвященный 66-й годовщине начала контрнаступления советских войск в Битве за Москву и Дню Героев Отечества.
В программе праздника:
- с 11:00 сбор участников праздника;
- 12:00 начало торжественного митинга-концерта, выступления представителей города Москвы, Московской области, города Лобни, ветеранской общественности, Министерства обороны России (ГАБТУ);
- 12:30 возложение цветов к мемориальному памятнику-кресту;
- 12:45 участники праздника переходят в здание музея, где осуществляется торжественное открытие экспозиции, посвященной 100-летию конструктора Н. А. Кучеренко, одного из создателей танка Т-34;
- с 13:00 осмотр музейной экспозиции, на территории музейного комплекса начинает работу полевая кухня.
Состав участников праздника: официальные делегации Москвы, Московской области, Лобни, Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, ветераны войны и труда, ветераны Вооруженных Сил (бронетанковые войска), представители детского движения Москвы и Московского военного округа, жители Шолохова, Луговой, Марфино и других населенных пунктов.
Музей расположен на 37-м километре Дмитровского шоссе (деревня Шолохово, дом 89А). Проезд к музею различными видами транспорта подробно описан на странице «Контакты» сайта www.museum-t-34.ru, а также на страницах музейного комплекса на сайтах www.komkultura.ru и www.lobnya.ru.
На Дмитровском шоссе подъезд к музею по территории деревни Шолохово обозначен дорожными знаками.
Представители средств массовой информации участвуют в празднике в режиме свободного доступа.
Дополнительная информация по телефонам (495) 577-71-94, 577-74-01.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ:
Конец ноября 1941 года.
Вражеские войска захватили Клин, Солнечногорск, Красную Поляну, основные подмосковные шоссе: Калужское, Можайское, Волоколамское, Ленинградское, Рогачёвское.
До Кремля остается всего 38 километров. Передовые части вермахта устремляются в район Клязьминского водохранилища. Им необходимо пройти через поселок Лобня, повернуть направо у Красной Горки и через пару километров мост через водохранилище. Нужно захватить мост через Москву-реку и советская столица «в кармане»!
Гитлеровцы идут к Лобне с севера от села Озерецкое, где налетами их авиации ослаблен, но ещё действует рубеж обороны. В связи с этим советское командование 30 ноября направляет навстречу противнику артиллерийский полк 331-й Брянской стрелковой дивизии (командир дивизии генерал-майор Ф. П. Король). Он движется по Рогачёвскому шоссе от Красной Горки к Лобне.
Немецкая разведка сообщает о движении 331-й дивизии, об артиллерийских позициях в Лобне и о наличии противотанкового рва перед Лобней. Одновременно она докладывает, что со стороны Луговой нет никакого сопротивления.
Избегая столкновения с артиллеристами в Лобне, а также в намерении обойти советские войска и противотанковый ров, немецкие части сворачивают с Рогачёвского шоссе и 1 декабря выходят к станции Луговая, в районе места расположения Института кормов. До Клязьминского водохранилища остается не более 10 километров, путь к нему, похоже, свободен.
Однако по Дмитровскому шоссе через Ерёмино к деревне Шолохово выдвигается передовой отряд 35-й отдельной стрелковой дивизии (командир дивизии полковник П. К. Будыхин) и группа танков 31-й отдельной танковой бригады (командир бригады полковник А. Г. Кравченко). Вечером 4 декабря в деревне Шолохово эти силы соединяются с бойцами 64-й отдельной морской стрелковой бригады (командир бригады полковник И. М. Чистяков), подошедшими со стороны поселка Марфино.
Из воспоминаний шолоховских старожилов:
Надежда Бузинова: «Бойцы пришли к нам в дом вечером, румяные от мороза. В белых полушубках, валенках, ушанках, у каждого теплые рукавицы. Щедро поделились с нами своим пайком. Спать легли на полу, тесно прижавшись друг к другу. Подняли их рано, в четыре утра пятого декабря. Они пошли к Луговой».
Николай Леваков: «Я был мальчишкой, прятался на печи. Увидел в окно танк и выскочил на улицу поглядеть. Танкист в шлеме сидел на корпусе танка и внимательно рассматривал мост через замершую речку Раздериху. Наверно думал, как лучше двигаться дальше по мосту или по льду. Увидев меня, угостил пшённой кашей с салом. И двинул свой танк напрямик по Раздерихе».
Ранним утром 5 декабря красноармейцы пошли лугом по краю леска, известного как «Рукавок», к станции Луговая. Там вскоре завязался жестокий бой. Шолоховцы волновались: в каждом доме ночевали солдаты, они уже стали родными. Думали: если утром 6 декабря немцы в Шолохове не объявятся, значит, наша взяла!
Так и случилось. Освободив Луговую, танкисты, пехотинцы и моряки соединились с артиллеристами 331-й стрелковой дивизии и продолжили наступление на Красную Поляну. Об этом позднее вспоминал артиллерист, старший сержант Гайк Шадунц, боевой расчет которого находился на лобненском рубеже:
Всю ночь с 5-го на 6-е декабря на станции Луговая был бой. Через нас пролетали снаряды
Утром 6-го декабря, когда еще только вставало солнце, я увидел как от леса и до другого леса шли войска. Пехотинцы в полушубках белых, как муравьи. Машины. И танки, танки Т-34!.. Я понял началось наше наступление«.
Так Шолохово, Луговая, Лобня, Красная Поляна стали самым близким к Москве стартовым рубежом, точкой отсчета, от которой началось легендарное контрнаступление советских войск под Москвой, завершившееся Победой в поверженном Берлине.
На местах боев в Шолохове, Луговой, Лобне, Красной Поляне установлены памятные знаки. К братским могилам, на протяжении уже более шести десятилетий, стекаются люди, чтобы поклониться павшим защитникам Москвы и Подмосковья.
У северной окраины деревни Шолохово с 2001 года гостеприимно встречает своих гостей единственный в мире музейный комплекс «История танка Т-34». На втором этаже музея расположена диорама, повествующая о моменте начала контрнаступления 6 декабря 1941 года, упомянутом Гайком Шадунцем. И звучит, записанный на магнитофон в один из последних дней жизни, голос его непосредственного участника тех далеких, незабываемых событий.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КУЧЕРЕНКО
Родился в поселке Лозовая Харьковской области в семье машиниста паровоза. Дата рождения: 24 декабря 1907 года по старому стилю или 8 января 1908 года по новому стилю. В семье день рождения отмечали 24 декабря.
Окончив школу, поступил в Харьковский институт инженеров транспорта. В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза.
После окончания института, с 1 марта 1931 года чертежник-конструктор на Харьковском паровозостроительном заводе (В 1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»). В этом же году Николай Кучеренко перешел на работу в танковую конструкторскую группу.
В 1934—1937 годах заместитель начальника конструкторского бюро (далее по тексту КБ), в 1938—1939 годах начальник КБ-100, в 1939—1940 годах заместитель начальника КБ-520, в 1940—1947 годах начальник КБ-520, заместитель главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода.
Н. А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства отечественного серийного танка Т-24, в разработке легких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938).
Совместно с Михаилом Кошкиным и Александром Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20, А-32 и прославленного танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года.
В годы Великой Отечественной войны и после нее Николай Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941—1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов.
1947—1949 годы, Москва главный конструктор главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР.
1949—1952 годы, Нижний Тагил главный инженер Уралвагонзавода.
В 1952—1967 годах на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР, которое позднее было преобразовано в Комитет оборонной промышленности, а затем в Министерство оборонной промышленности.
Н. А. Кучеренко инженер-полковник (1946), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1946, 1948), кавалер многих орденов Советского Союза.
Николай Алексеевич скончался в 1976 году, в День танкиста
В специальной экспозиции музея истории танка Т-34, посвященной 100-летию Н. А. Кучеренко, впервые более широко представлена послевоенная деятельность этого человека, засекреченного на протяжении многих десятилетий.
|