Информатизация ждет регламентации
Информатизация российской школы быстро набирает обороты. Но этот процесс тормозит не только неравномерность обеспечения и обновления парка школьной техники крайне недостаточна нормативно-правовая база информатизации.
Во многих школах апробируются и используются электронные системы, способствующие управлению и мониторингу жизни образовательного учреждения. Учитель математики Дарья Бардовская из Екатеринбурга искренне порадовалась введению подобной системе в ее гимназии, но от личного участия в ее внедрении пришлось воздержаться познакомилась «в частности, с законом о защите информации». «Ни одна из предложенных систем не соответствует требованиям по шифрованию данных, пришла она к выводу, а данными, считающимися грифованными считаются по закону даже фамилия, имя и отчество. Он-лайн доступ к электронному журналу автоматически создаeт подвод для судебного разбирательства. Вся страна пользуется, а дело то подсудное. Так что ответственный по ИКТ смело может считать себя вторым Поносовым. Как разрешать вопрос?» спрашивает Дарья Сергеевна.
Многие учителя в ходе общественного обсуждения хода и первых результатов федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) сетуют на то, что в школе не хватает специалиста, курирующего процессы создания единого информационного пространства. Дело, конечно, и в оплате такого труда, но без нормативной базы новую ставку или дополнительный функционал не ввести. «Так же как у нас есть нормативы по тому, сколько должно быть завучей в школе, сколько должно быть ставок педагогов, технических работников, должны быть созданы такие типовые структуры школы с ИКТ-насыщенной средой», отмечает руководитель проекта ИСО Светлана Авдеева. Сейчас нет нормативной базы по информатизации, по школе с ИКТ-насыщенной средой, отмечает она.
Например, в рамках проекта ИСО реализуется направление «Интернет-обучение школьников на профильном уровне», связанное с интернет-обучением школьников на профильном уровне, рассказывает она. Это позволит одаренным и мотивированным детям из удаленных уголков страны получить профильное обучение по физике, химии, математике и другим предметам. Но аттестат выдает школы, а кампания, прошедшая лицензирование и сертификацию, проводящая обучение, не может повлиять на выдачу аттестата. Таким образом, у ребенка получается двойное обучение: и в школе и на этих курсах, которые рассматриваются пока как дополнительное образование. Мы не можем сделать это обучение основным, потому что нет нормативной базы.
С другой стороны, сейчас разработаны инновационные учебно-методические комплексы, они отправляются на апробацию в режиме реального времени. Для работы с ними, например, необходимы сдвоенные уроки, чтобы дети взяли датчики и пошли на улицу измерять освещенность, температуру, влажность и т.п. Но сдвоенные уроки, даже на воздухе, не предусмотрены для детей пятых-шестых классов. Для других уроков необходима работа двух учителей это также не предусмотрено нормативной базой.
«Если будет принята федеральная нормативная база, то школам будет проще принять внутренние акты, регулирующие подобные вопросы», подчеркнула Светлана Михайловна.
В настоящее время в проекте ИСО предпринята первая попытка по созданию регламентной база школы с ИКТ-насыщенной средой. В том числе, в ней нормативно обосновывается необходимость ставки или дополнительного функционала для такой школы. Сейчас подготовленные регламенты ждут согласования с Министерством образования и науки РФ.
С подготовленными нормативными текстами можно ознакомиться в пособии «Нормативная база школьной информатизации» в Библиотеке сайта PEDSOVET.ORG (раздел «Информационные технологии в образовании» «Проект Информатизация системы образования в действии»). Доступ к тексту свободный.
Педсовет
|