Пресс-релиз:"(Информационный материал) в связи с приемом делегации Секретариата ЮНЕСКО 27-28 марта 2008 года"
27-28 марта 2008 года
в Москве будет находиться делегация Секретариата ЮНЕСКО, а также представители
Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО из Азербайджана, Армении, Беларуси,
Молдовы и России. В ходе пребывания в Москве зарубежные гости примут участие в
обсуждении вопросов, связанных с реализацией совместного пилотного проекта
«Московское образование: от младенчества до школы», предусмотренного
Меморандумом о сотрудничестве между ЮНЕСКО и городом Москвой от 16 ноября 2007
года.
27 марта
в 12.00 в Московском городском педагогическом университете (2й
Сельскохозяйственный проезд, д.4) состоится Международный «круглый стол» на
тему: «Партнеры по проекту Москва – ЮНЕСКО в области воспитания и образования
детей младшего возраста».
В 17.30 в Белом зале Правительства Москвы
(ул.Тверская, д.13) запланирована встреча первого заместителя Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Л.И.Швецовой с делегацией ЮНЕСКО.
28 марта
в 10.00 члены делегации Секретариата ЮНЕСКО представители Национальных комиссий
по делам ЮНЕСКО из Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы и России примут
участие в подведении итогов городского конкурса «Воспитатель года Москвы – 2008»
(Правительство Москвы, ул.Новый Арбат, д.36/9).
Информационный
материал для прессы
16 ноября
2007 года в Париже Мэр Москвы Ю.М.Лужков и генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро
Мацуура подписали Меморандум о сотрудничестве, который определил базовые
направления долговременного взаимодействия между ЮНЕСКО и конкретным городом –
Москвой. сии. Меморандум предусматривает реализацию совместных программ,
соответствующих приоритетным инициативам ЮНЕСКО и направленных на развитие и
распространение накопленного в Москве опыта концептуальной практической работы в
этих областях.
Ведущими
направлением совместной работы Москвы и ЮНЕСКО в рамках Меморандума является
совершенствование социальной сферы, особенно сферы образования. В связи с этим
одновременно с Меморандумом подписано Соглашение между Департаментом образования
города Москвы и ЮНЕСКО о совместном пилотном проекте в области воспитания и
образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до
школы».
Проект
рассчитан на пять лет, начиная с 2008 года, и ставит перед московской
системой образования и ее партнерами следующие основные задачи:
- обеспечить доступность всего комплекса воспитания и образования
детей младшего возраста, уделяя особое внимание группам населения с различным
социальным статусом и учету их культурного многообразия и языковых потребностей;
- обеспечить высокое качество комплексных услуг в этой сфере,
охватывающих основные потребности детей младшего возраста, включая дошкольное
образование, социально-психологическое сопровождение, охрану здоровья и
качественное питание;
- обеспечить благосостояние и всестороннее развитие детей в
возрасте от 0 до 6 лет.
Основанием
для заключения такого соглашения является международная значимость проводимой в
течение ряда лет комплексной и во многом инновационной работы московской
системы по поддержке раннего развития детей, дошкольного воспитания и
образования. В настоящее время в Москве насчитывается около 2000
государственных учреждений дошкольного образования. Работа в этой области
охватывает практически все ее современные содержательные, методологические и
организационные аспекты и соответствует формируемым ЮНЕСКО базовым положениям об
исключительной важности усилий по раннему воспитанию и образованию детей для
устойчивого социально-культурного и экономического развития современного
общества. При этом особое внимание обращается на расширение возможностей доступа
к дошкольному воспитанию и образованию, повышению его качества, взаимодействию с
семейным воспитанием, обеспечению здоровьесберегающей среды, оптимизации
физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития каждого
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Совместный с
ЮНЕСКО Проект предусматривает системную работу различных служб социальной сферы
Москвы по разработке, апробации и реализации медико-воспитательных методик,
направленных на поддержку всего естественного цикла раннего развития, воспитания
и образования детей от 0 до 6 лет, как это предусматривает глобальная программа
ЮНЕСКО «Образование для всех». Существенно, что в рамках такой работы речь идет
и о поддержке женщин в период их подготовки к материнству, а затем на самых
ранних периодах развития и воспитания ребенка.
Одним из
основных в реализации совместного проекта Москвы и ЮНЕСКО является главный
принцип образовательной политики российской столицы, состоящий в том, что
все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного
обучения. В этой связи возрастает значение интеграционных (инклюзивных) подходов
в дошкольном образовании и воспитании, которые развиваются в Москве на базе как
современных научно-методических разработок, так и практики дошкольных
учреждений, которые посещают дети с различными нарушениями здоровья и развития.
Другим важным аспектом этой деятельности является социально-психологическая и
культурно-языковая адаптация детей из семей удаленных этнических общностей и
международных мигрантов, как это справедливо излагается в подходах ЮНЕСКО к
данному вопросу. Работа, основанная на инклюзивных подходах к образованию и
воспитанию, имеет комплексный характер и требует активного вовлечения родителей
в просветительскую деятельность, учета не только взаимосвязи «семья – дошкольное
учреждение», но и современной специфики подготовки детей к обучению в
современной школе. Очевидно, что в этой работе важна, в частности, ее гендерная
составляющая, которой в Проекте будет уделено должное внимание применительно к
воспитанию как в семье, так и в дошкольном учреждении.
К числу
приоритетных направлений Проекта в области воспитательной работы относятся
воспитание у детей начального чувства патриотизма, сопричастности к русской и
мировой культуре, осуществление целенаправленного экологического воспитания
дошкольников. В столице активно развивается поликультурный подход к
воспитанию и образованию, направленный на формирование у детей установок
толерантности, межкультурной коммуникации и межнационального согласия. Большое
значение придается эстетическому и художественному развитию дошкольников,
психолого-педагогическому сопровождению воспитания детей в образовательном
учреждении и в семье.
Реализация
всех этих направлений Проекта связана с разработкой эффективных методик
подготовки и повышения квалификации руководителей дошкольных учреждений и
работающих в этой системе педагогов, воспитателей, детских психологов,
медицинского персонала, методистов и др. Такие методики, специальные программы,
учебные пособия и материалы будут активно создаваться и апробироваться с
привлечением высококвалифицированных специалистов ведущих научных и учебных
центров Москвы, прежде всего педагогических вузов московской системы
образования.
Департаментом
образования утвержден план реализации проекта, разработана издательская
программа поддержки совместного проекта, которые по итогам текущего года
будут уточнены. С организационно-методической точки зрения весьма важно, что в
ходе реализации Проекта должны быть разработаны и апробированы различные модели
дошкольных учреждений с целевым использованием медико-воспитательных и
образовательных услуг применительно к детям с разными образовательными
потребностями и возможностями. Создание таких моделей будет базироваться как на
перспективных научно-практических разработках, так и на инновационном опыте
Москвы в этой области. В этих целях в российской столице будет создан
Учебно-исследовательский центр, который возьмет на себя проведение
научно-исследовательских работ, в том числе разработку и апробацию
образовательных и воспитательных методик, обобщение и анализ передового
отечественного и зарубежного опыта в этой сфере, повышение квалификации кадров
для дошкольных учреждений.
Образовательные и воспитательные методики, специальные учебные и
просветительские программы, пособия, материалы уже сегодня отрабатываются
учеными и специалистами-практиками на базе ресурсных центров, созданных в
пятнадцати дошкольных учреждениях, профилирующих свою работу по таким
важным направлениям проекта, как инклюзивное образование, интеллектуальное
развитие, укрепление здоровья и совершенствование физического развития.
экологическое образование, психолого-педагогическое сопровождение семей,
воспитание ценностных ориентиров в процессе первичной социализации ребенка,
межкультурный диалог и взаимопонимание и др.
В этих же
целях создана московская экспериментальная площадка по реализации
Проекта, которая включает тридцать дошкольных учреждений. Это позволит
эффективно координировать научно-методическую и практическую работу по всем
основным направлениям реализации Проекта в рамках московского мегаполиса. Для
комплексного обеспечения научной и организационной координации этой работы под
эгидой Департамента образования города Москвы создается Экспертный совет по
реализации Проекта.
Важно
подчеркнуть, что деятельность московской системы образования при поддержке
Правительства Москвы будет осуществляться в тесном взаимодействии с
зарубежными партнерами. Планируется совместно с ЮНЕСКО организовать обмен
делегациями специалистов из разных стран в области воспитания и образования
детей младшего возраста, а также создать на постоянной основе мультимедийную
систему информационного обеспечения работы в рамках проекта, прежде всего с
использованием сети Интернет. Очевидно, что именно информационная составляющая
этой работы в значительной мере определит ее эффективность и реальные
возможности практического использования результатов в России и
странах-партнерах.
Большое
значение придается участию в Проекте международных экспертов, представителей
международных организаций, специалистов из разных стран и регионов России,
работе которых будет оказана максимальная организационная и информационная
поддержка.
Правительство
Москвы предоставит необходимую инфраструктуру и материальную базу для проведения
в Москве международных мероприятий. В апреле т.г. представители ЮНЕСКО будут
приглашены для совместной работы в ходе Международного совещания руководителей
учреждений образования, приуроченного к столичной выставке «Московское
образование – 2008 на ВВЦ», где также планируется проведение международной
пресс-конференции по теме «Мы вместе строим школу будущего» и международный
«круглый стол» по теме воспитания и образования детей младшего возраста. В
октябре 2008 года в Москве состоится Международная встреча на тему «Мы строим
детский сад и школу будущего», где также предполагается активное участие наших
коллег из Секретариата ЮНЕСКО и представителей ряда национальных комиссий.
Наиболее
значимым мероприятием подписанного Меморандума о сотрудничестве и Соглашения
о пилотном проекте станет намеченная к проведению в Москве в 2010 году Всемирная
конференция ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста.
Конференция будет способствовать определению основных ориентиров международной
политики и стратегии в этой сфере на перспективу с учетом промежуточных итогов
Проекта. Как это определено в Меморандуме о сотрудничестве между Москвой и
ЮНЕСКО предполагается совместно спланировать проведение в 2009 году
подготовительных встреч и совещаний для содействия организации Всемирной
конференции 2010 года.
Проход для СМИ:
27 марта по редакционным удостоверениям.
28 марта – аккредитация: тел\факс 366-97-38
Пресс-служба Департамента образования города Москвы
|