Только в присутствии тьютора
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

 Только в присутствии тьютора

Конфликты между школьниками и учителями будут решать специальные наставники

У каждого российского ученика в ближайшее время должен появиться школьный наставник, или тьютор. Он будет помогать ребенку решать проблемы - будь то неуспеваемость или конфликт с учителем. О создании института тьюторства в конце прошлой недели заявил член-корреспондент РАН Александр Кондаков. Наставники успешно работают практически во всех школах и вузах на Западе. Но отечественные эксперты убеждены: в России воплотить в жизнь эту идею просто невозможно.

Впервые тьюторы появились в средневековой Англии. Тогда посещение лекций было свободным, а учебников не выпускали. Поэтому у учащихся постоянно возникали проблемы с освоением материала. Решать проблемы студентам помогали наставники, в роли которых выступали учащиеся старших курсов. Институт тьюторства пережил века. Сейчас в Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, а 40 % - на лекции и семинары.

Тьюторы работают и в школах. Для учеников они выполняют роль личного психолога. Наставнику приходится разбираться, почему школьнику не дается тот или иной предмет, и решать конфликтные ситуации между ребенком и педагогом. Кроме того, тьютор определяет круг интересов ребенка. Если школьник хочет заниматься спортом или творчеством, именно наставник подбирает ему курсы или кружки по интересам.

Вполне вероятно, что в скором времени учителя-наставники появятся и в большинстве российских школ. По крайней мере, положение о создании в России института тьюторства уже находится на регистрации в Минюсте. Об этом в конце прошлой недели сообщил член-корреспондент РАН Александр Кондаков.

Правда, эксперты сомневаются, что англо-американскую систему удастся в полной мере воплотить в российском образовании. Пока она прижилась только в частной школе.

"У нас тьюторы работают в старших классах уже шесть лет, - рассказала "НИ" директор московской частной школы "Наследник" Любовь Духанина. - За каждым наставником закреплено не более двух-трех школьников, иначе специалисты просто не смогут качественно выполнять свою работу. В итоге получается, что на 120 школьников у нас 12 тьюторов. Среди них самые и квалифицированные учителя, и педагоги из вузов, которые по совместительству ведут какие-нибудь спецкурсы. Статус тьютора значительно выше, чем рядового преподавателя. Соответственно, у них и зарплата намного больше".

Сразу же возникает вопрос: кто будет финансировать работу высококвалифицированных педагогов-наставников в государственных школах. "Не ясно, откуда появятся деньги на оплату их труда, если до сих пор рядовым учителям, особенно на селе, платят копейки, - пояснил "НИ" президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Может получиться так, что тьюторы появятся только в элитных школах крупных городов. Это приведет к тому, что уровень знаний выпускников станет еще больше различаться. А такое "расслоение" в образовании просто недопустимо".

К тому же в России просто нет необходимого числа высококвалифицированных специалистов. Одно дело найти тьютора в частную школу, где учится 100 человек, а другое дело - в государственную, куда ходит не менее тысячи ребят. Проблема упирается еще и в переполненность российских классов. Причина низкой успеваемости ребят часто кроется в том, что учитель просто не в состоянии подробно растолковать материал 40 ученикам. "Сейчас по нормативу в классе должно быть не меньше 25 человек, - пояснил "НИ" г-н Комков. - Уровень освоения информации у всех ребят разный, вот и получается, что не все одинаково справляются с программой. Нам следовало бы перенимать с запада не опыт тьюторства, а нормативы по численности учеников в классе. Если бы у нас вместе учились по 12-15 человек, как там, то успеваемость поднялась бы и без наставничества".

НИНА ВАЖДАЕВА

"Новые известия"

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.