Только в присутствии тьютора
Конфликты между школьниками и учителями будут решать специальные наставники
У каждого российского ученика в ближайшее время должен появиться школьный
наставник, или тьютор. Он будет помогать ребенку решать проблемы - будь то
неуспеваемость или конфликт с учителем. О создании института тьюторства в конце
прошлой недели заявил член-корреспондент РАН Александр Кондаков. Наставники
успешно работают практически во всех школах и вузах на Западе. Но отечественные
эксперты убеждены: в России воплотить в жизнь эту идею просто невозможно.
Впервые тьюторы появились в средневековой Англии. Тогда посещение лекций было
свободным, а учебников не выпускали. Поэтому у учащихся постоянно возникали
проблемы с освоением материала. Решать проблемы студентам помогали наставники, в
роли которых выступали учащиеся старших курсов. Институт тьюторства пережил
века. Сейчас в Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, а
40 % - на лекции и семинары.
Тьюторы работают и в школах. Для учеников они выполняют роль личного
психолога. Наставнику приходится разбираться, почему школьнику не дается тот или
иной предмет, и решать конфликтные ситуации между ребенком и педагогом. Кроме
того, тьютор определяет круг интересов ребенка. Если школьник хочет заниматься
спортом или творчеством, именно наставник подбирает ему курсы или кружки по
интересам.
Вполне вероятно, что в скором времени учителя-наставники появятся и в
большинстве российских школ. По крайней мере, положение о создании в России
института тьюторства уже находится на регистрации в Минюсте. Об этом в конце
прошлой недели сообщил член-корреспондент РАН Александр Кондаков.
Правда, эксперты сомневаются, что англо-американскую систему удастся в полной
мере воплотить в российском образовании. Пока она прижилась только в частной
школе.
"У нас тьюторы работают в старших классах уже шесть лет, - рассказала "НИ"
директор московской частной школы "Наследник" Любовь Духанина. - За каждым
наставником закреплено не более двух-трех школьников, иначе специалисты просто
не смогут качественно выполнять свою работу. В итоге получается, что на 120
школьников у нас 12 тьюторов. Среди них самые и квалифицированные учителя, и
педагоги из вузов, которые по совместительству ведут какие-нибудь спецкурсы.
Статус тьютора значительно выше, чем рядового преподавателя. Соответственно, у
них и зарплата намного больше".
Сразу же возникает вопрос: кто будет финансировать работу
высококвалифицированных педагогов-наставников в государственных школах. "Не
ясно, откуда появятся деньги на оплату их труда, если до сих пор рядовым
учителям, особенно на селе, платят копейки, - пояснил "НИ" президент
Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Может получиться так, что
тьюторы появятся только в элитных школах крупных городов. Это приведет к тому,
что уровень знаний выпускников станет еще больше различаться. А такое
"расслоение" в образовании просто недопустимо".
К тому же в России просто нет необходимого числа высококвалифицированных
специалистов. Одно дело найти тьютора в частную школу, где учится 100 человек, а
другое дело - в государственную, куда ходит не менее тысячи ребят. Проблема
упирается еще и в переполненность российских классов. Причина низкой
успеваемости ребят часто кроется в том, что учитель просто не в состоянии
подробно растолковать материал 40 ученикам. "Сейчас по нормативу в классе должно
быть не меньше 25 человек, - пояснил "НИ" г-н Комков. - Уровень освоения
информации у всех ребят разный, вот и получается, что не все одинаково
справляются с программой. Нам следовало бы перенимать с запада не опыт
тьюторства, а нормативы по численности учеников в классе. Если бы у нас вместе
учились по 12-15 человек, как там, то успеваемость поднялась бы и без
наставничества".
НИНА ВАЖДАЕВА
"Новые известия"
|