Сенаторы предлагают включить дошколят в национальный проект "Образование"
Даже относительно скромные успехи инициированной Владимиром Путиным программы
стимуляции рождаемости выявили недостатки другого запущенного в бытность его
президентом национального проекта -- "Образование". Чиновники, забыв, что успех
школьного обучения зависит от общего развития и дошкольной подготовки ребенка,
попросту не учли в образовательном нацпроекте детские сады, косвенно тем самым
признав работающих там специалистов педагогами "второго сорта". К такому выводу
пришли вчера участники парламентских слушаний по дошкольному образованию в
Совете Федерации. Сенаторы предлагают уже в 2009 году восполнить этот пробел и
ввести дополнительное материальное стимулирование дошкольных образовательных
учреждений (ДОУ).
По словам члена комитета по образованию и науке Совета Федерации Зинаиды
Драгункиной, "многовариантность" современной дошкольной подготовки и отсутствие
механизмов контроля и стимулирования со стороны властей привели к снижению
качества работы педагогов с детьми раннего возраста. "Появились такие формы
дошкольного образования, как дополнительные группы краткосрочного пребывания для
будущих первоклассников, семейные детские сады, группы 24-часовго пребывания,
адаптационные группы, консультационные пункты и другие формы работы с
дошколятами, но критериев контроля за качеством образовательных программ,
которые там реализуются, нет", -- считает г-жа Драгункина. Наряду с этим, по ее
словам, сохраняется и большой спрос на места в детсадовских группах. По данным
на конец 2007 года, "детская" очередь в России насчитывала 1,3 млн семей.
Сенаторы предлагают включить ДОУ в нацпроект "Образование" и наряду с передовыми
школами ежегодно поощрять инновационные детские сады грантами в размере 1 млн
руб. А в качестве "пряника", который будет способствовать грамотности работников
государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ввести
ежегодное денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. лучшим педагогам и
ежемесячной доплаты отличившимся воспитателям в размере 1 тыс. руб. "У многих
орг анов госвласти регионов и муниципалитетов отсутствуют материальные
возможности для предоставления бесплатного дошкольного образования, у дошкольных
педагогов отсутствует достаточная социальная защищенность и остается низкой
заработная плата", -- мотивировали они свое предложение.
Кроме того, по мнению г-жи Драгункиной, необходимо заполнить белые пятна в
законодательстве об образовании, в котором в настоящее время, например,
отсутствуют единые государственные требования к обязательному содержанию
дошкольного образования и проведению госэкспертизы учебно-наглядных пособий.
Многие регионы, по ее словам, настаивают на необходимости специального закона о
дошкольном образовании.
В Минобрнауки, впрочем, не склонны ситуацию драматизировать. Как рассказала
участникам слушаний начальник отдела департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Елена
Низиенко, "отрицательную динамику по снижению количества детских садов в России
удалось преодолеть" за счет строительства в регионах новых ДОУ, вывода из аренды
зданий детских садов, используемых непрофильными организациями, а также развития
новых форм дошкольного образования. Как пояснили "Времени новостей" в
министерстве, не все регионы одинаково активны -- действительно стараются
создать новые детсадовские места разве что в Москве и Курской области. Но
масштабы дефицита мест в детсадах чиновники считают завышенными, поскольку в
очереди около 63% -- это дети до трех лет, и далеко не все потом придут именно в
детский сад. "Тех, кто реально нуждается в детском саде, гораздо меньше, --
полагают в Минобрнауки. -- Просто ажиотажный спрос заставляет мам записываться
сразу после родов, вот и получается, что большинству место в детском саду нужно
не по факту, а заранее".
Что касается материального стимулирования педагогов и самих ДОУ в рамках
национального проекта "Образование", то "под козырек" эти задачи возьмут в том
случае, если "президент и правительство дадут отмашку и добро". Что, видимо,
маловероятн о в связи с заявлениями президента Дмитрия Медведева на заседании
президиума Госсовета в Тобольске в марте этого года. Тогда г-н Медведев заметил,
что "реальная возможность поднять качество" таких социальных услуг, как
дошкольное и внешкольное образование, -- это приход в эту сферу малого бизнеса.
Видимо, поэтому не спешат в Министерстве образования и науки и с комплексным
документом об образовании, который учел бы все нюансы обучения дошколят. Как
рассказали корреспонденту "Времени новостей" в Минобрнауки, появится он не
раньше 2010 года.
По мнению директора Ассоциации негосударственных образовательных организаций
России Александра Моисеева, создать единые госстандарты как на дополнительное
образование, так и на так называемую досуговую деятельность ДОУ вообще
невозможно -- "уж очень она разнообразна". В беседе с корреспондентом "Времени
новостей" он пояснил, что немногочисленные негосударственные учреждения можно
эффективно контролировать с помощью добровольной сертификации и аккредитации,
когда частник будет заинтересован в хорошей репутации. Например, московские
власти создают добровольную систему сертификации услуг нянь и надомных
воспитателей. На днях мэром Юрием Лужковым было подписано соответствующее
распоряжение.
Впрочем, по мнению заместителя председателя комиссии по образованию и науке
Общественной палаты России Любови Духаниной, "то, что Совет Федерации поднял
вопрос о включении ДОУ в нацпроект, это уже старт". Она считает, что "маленьких
детей и их педагогов несправедливо забыли" и для образования в целом "важно,
чтобы дошкольные учреждения оказались в национальном проекте".
Время новостей
|