Фурсенко призвал российских школьников быть более самостоятельными
Главная задача школы нового типа привить ученикам ответственность и самостоятельность, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
«Задача школы будущего, сегодняшнего и настоящего это, в первую очередь, научить учиться. Дать ему не какой-то конкретный набор знаний, а научить человека учиться. Школа будущего это школа, в которой ученик самостоятелен», сказал Фурсенко во вторник на встрече с командами пяти школ победителей конкурса «Школа будущего России глазами школьников», объявленного в рамках проекта «Кремлевский час».
В Москву для участия в школьном саммите, который пройдет с 28 октября по 1 ноября, прибыли 25 старшеклассников из Калининграда, Йошкар-Олы, Бурятии, Томской и Челябинской областей.
На встрече с министром они обозначили проблемы российских школ: несогласованность школьной и вузовской программ, низкая зарплата учителей и как следствие нехватка молодых специалистов, проблема малочисленных школ.
Министр напомнил о проблеме демографического спада в России. «Вы должны учитывать все объективно существующие проблемы. В 1998 году в стране было 22 миллиона школьников, а сегодня 14 миллионов. Это произошло не потому, что их кто-нибудь украл, а потому что в свое время падала рождаемость и за счет этого уменьшалось количество детей», отметил Фурсенко.
По его словам, в этом году демографическая проблема впервые отразилась на выпускниках школ. По сравнению с 2006 годом количество выпускников 11 классов уменьшилось на 9%, а в следующем году эта цифра приблизится к 13%. Кроме того, в 2010 году количество абитуриентов по сравнению с нынешним годом уменьшится вдвое.
При этом министр отметил и положительную динамику. «В этом году впервые количество первоклашек начало немножко увеличиваться. Я думаю это связано с тем, что 2000 года люди почувствовали, что жизнь налаживается, становится более стабильной, значит можно заводить детей, и у этих детей будет нормальная жизнь», сказал он.
А начиная с 2012 года количество школьников начнет стабильно расти.
Фурсенко назвал и причину нехватки молодых специалистов в школе: «Проблема в том, что количество школьников резко упало, а количество учителей не уменьшилось. И возникает то, что называют скрытой безработицей, когда учителя учат все меньше количество детей».
По его словам, в РФ есть регионы, где на одного учителя приходится всего десять учеников. «Это очень мало. В Европе, например, один учитель на 15 школьников, и это обоснованная цифра. Поэтому и молодых учителей в нашей школе нет, и для них нет рабочих мест», считает Фурсенко.
Он также сообщил, что в России сегодня около 5 тысяч школ, в которых учатся по десять учеников. «Возникает проблема экономическая. Но более важна другая проблема современные технологии образования подразумевают, что обучение должно происходить в коллективе», отметил министр, добавив, что именно в коллективе могут проявиться лидерские навыки учащегося.
Отвечая на вопрос об отсутствии связи школы с вузом, он предложил школьникам более активно взаимодействовать со студентами, в частности, проводить совместные летние лагеря и встречи с выпускниками их школ.
В течение саммита учащиеся пяти российских школ встретятся с представителями законодательной и исполнительной власти, сверстниками из Москвы, примут участие в тренингах и круглых столах, посетят исторические и культурные памятные места столицы.
Школьников ждет экскурсия в древний Кремль, где они встретятся с солдатами Президентского полка, посетят Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату и Алмазный фонд.
Итогом саммита станет коммюнике о современном развитии школы России в адрес правительства РФ, Госдумы и губернаторов.
РИА «Новости»
|