В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Александров - заместитель начальника Управления науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы [Эхо Москвы. Интервью]
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

 В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Александров - заместитель начальника Управления науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы [Эхо Москвы. Интервью]

Гости: Алексей Александров
Ведущие: Матвей Ганапольский,
Татьяна Фельгенгауэр
Передача: Разворот

Прослушать интервью

Интервью Александрова А. Е. заместителя начальника Управления науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Наш гость - Алексей Александров, заместитель начальника Управления науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы. Говорим мы о программе развития системы профессионального образования в столице.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Мы должны признать, что вопрос престижности профессионального образования в связи с появлением рыночных отношений, а потом некого виртуального понятия престижа профессии, там МГИМО, МГУ обязательно. То есть торговая марка должна быть. То достаточно длительное время система профессионального образования в этом смысле проигрывала как бренд. Считаете ли вы, что это постепенно меняется в головах людей?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Добрый день. Мы хотели бы рассчитывать на то, чтобы это постепенно менялось. Потому что вы начали передачу с того, что всякие разные ПТУ, лицеи, вот, безусловно, с профессиональным образованием идет аналогия ПТУ. Лейбл такой - ПТУ.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Я бы даже сказала: ярлык.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Это в достаточной степени жестко, хотя может быть и правильно. Но по отношению к несколько раннему времени. Мы когда начинали реорганизацию системы профессионального образования, мы изменили, прежде всего, название, все учебные заведения профессионального образования на один тип – колледж. Который включает в себя и ПТУ и бывшие УПК и техникумы. И тогда только создававшиеся колледжи. Как высшую ступень среднего профессионального образования. Безусловно, все эти изменения несут качественный характер. Потому что основная задача - повышение качества профессионального образования и через повышение качества профессионального образования повышение востребованности молодых выпускников, специалистов среди работодателей. И это само по себе должно повысить сам уровень учреждений, привлекательность учреждений профессионального образования. Потому что, безусловно, сейчас очень сильную конкуренцию учреждениям среднего профессионального образования составляют вузы. И два полюса, один ПТУ, другой – МГИМО, они между собой включают всю совокупность различных видов и типов учебных заведений.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Учреждения, где получают профессиональное образование, они конкуренцию проигрывают. Если по цифрам посмотреть.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Я бы не сказал, чтобы они особенно конкуренцию проигрывали. Если по Москве порядка 600 вузов в настоящее время, то учреждений профессионального образования, технической направленности – 76 в системе департамента образования Москвы и 17 – в федеральном подчинении. Весовые категории по количественным показателям различны.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И в чем эта программа развития системы?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Система профессионального образования сейчас находится в стадии реализации второй программы. Первая программа была принята и существовала с 2004 года, была направлена на формирование определенных организационных структур, оформление единого типа учебного заведения, создание системы государственного общественного контроля. Создание нормативно-правовой базы. Был принят впервые в Москве и в России закон о начальном среднем профессиональном образовании, который регламентирует порядок деятельности, виды реализации образовательных программ. И фиксирует их взаимоотношения с социальными партнерами. Сейчас мы работаем по реализации программы второй. Развитие учреждений начального среднего профессионального образования. И основная задача – повышение качества профессионального образования за счет укрепления материально-технической базы и активизации участия социальных партнеров в развитии и содержании профессионального образования.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Можете коснуться второго. Мне кажется, что это наиболее важный пункт.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Социальные партнеры? Или материально-техническая база.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, понимаете, человек думает, что с ним будет дальше. Если я иду в МГИМО, то там я выучиваю 2-3 языка.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Диплом МГИМО очень высоко ценится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Значит, нужны какие-то конфетки, морковка должна быть какая-то. Я это вижу в слове «партнерство», о котором вы сказали. Что гарантируется человеку, который приходит туда?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Любой молодой человек, приходящий в систему профессионального образования, он рассчитывает и с полной степенью может быть уверен в том, что он будет востребован на рынке труда. Все наши выпускники трудоустраиваются и очень неплохо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это им гарантировано или они просто могут рассчитывать?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Они востребованы.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - А вы-то им помогаете?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Безусловно. Смотрите, когда молодой человек приходит в колледж, он в процессе обучения добивается большей социализации через активный процесс включения в производственный труд. Через общение с людьми, работодателями. И это ему помогает в дальнейшем в выстраивании своей профессиональной карьеры. И второе, все-таки не надо забывать, что мы не закрываем доступ к учреждениям высшего профессионального образования. Фактически 25% выпускников имеют возможность и поступают в вузы. Но, поступив в учебное заведение, он более осознанно делает свой профессиональный выбор, что тоже очень важно в нынешнее время, когда процесс адаптации молодежи к реальному включению в производственную сферу, он затягивается. Все говорим об инфантилизме подрастающего поколения, о нежелании и неумении входить в этот рынок, и колледжи помогают молодежи войти в этот рынок и быть востребованными этим рынком и быть включенным по законам этого рынка. Это я считаю, очень неплохо, особенно для тех молодых людей, которые выбирают профессии, связанные с малым бизнесом. Где, может быть, не всегда требуется высшее образование, а требуется определенный напор, инициатива и предпринимательские какие-то навыки.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что, профессиональное образование в Москве предлагает и такую специализацию?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Безусловно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Расскажите об этом. Потому что мы по стереотипам знаем с замечательнейшей Фельгенгауэр, что ты должен окончить, наверное, какой-то факультет экономический, институт мощный, наверное, МГУ, чтобы тебя пустили в бизнес. Ты должен быть в белой рубашке, в галстуке, чистый такой весь. Холеный. Иначе в банк не пойдешь, не пустят тебя. Менеджером быть.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Банк это не малый бизнес, во-первых.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Все равно. Как вы понимаете малый бизнес, как помогаете входить?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Малый бизнес это занятость людей в организациях с небольшим количеством работающих. И в основном предприятия достаточно прикладного плана.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - То есть тебя учат чему?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Практическим навыкам, обладая которыми ты либо включаешься в трудовой коллектив, либо сам можешь создать небольшую организацию в количестве 5-6 человек, объединенных единым замыслом и идеями. Не нужно создавать большие коллективы для того, чтобы создать свое дизайнерское ателье.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Для этого не надо заканчивать МГУ или МГИМО? Я не знал.

А. АЛЕКСАНДРОВ - МГИМО и МГУ да, безусловно, расширяет ваш кругозор. Наделяет большими возможностями интеллектуального свойства. Но помимо этого есть прикладные виды деятельности, которые вполне востребованы. Если человек имеет в голове какую-то идею, значит, он ее может реально оформить.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я шучу, но тут есть большая доля правды. Дело в том, что огромное количество людей, например, есть люди, которые хотели бы заниматься дизайном. Но они совершенно не соотносят свое желание с тем, что…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Возможностью обучения…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В системе профессионального образования Москвы. То есть для этого кажется, что нужно исключительно поехать в Париж и закончить дизайнерскую школу, где справа будет сидеть Дольче, слева Габбана. Правда, многие предпочитают сидеть у них на коленях.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Это очень хорошо. Но это определяется и наличием финансовых возможностей. И поэтому это тоже является определяющим фактором. Не только ваши профессиональные навыки. У нас есть профессия ювелир. Что мешает молодому человеку после окончания учебного заведения создать свою небольшую фирму.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Чтобы убили на второй день? Или ограбили.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Не надо так трагично. Все-таки имеем дело с молодежью. Надо быть немножко повеселее.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Отстреливаться будут. А какие еще современные профессии, которым обучают? Я думал, что куда-то надо ехать, чтобы обучиться ювелирному делу.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Сейчас, между прочим, достаточно популярная специальность.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сейчас выяснится, что ты окончила факультативно бриллиантовую школу.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - У меня есть знакомые, которые учатся на ювелира.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Вы затронули вопрос про бриллианты, у нас есть ребята, которые обучаются по профессии огранщик бриллиантов. И вся подготовка идет с применением высоких технологий.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - А вы их потом в Якутию отправляете?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Нет.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - В Якутию они отправляются после того, как они украдут 2-3 бриллианта. А практические занятия есть?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Безусловно.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - С настоящими бриллиантами?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Возьмите меня. А какие еще профессии, это страшно интересно. Клянусь, вам не знал, открытие для меня.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Если вы изучаете вычислительную технику. Вы можете работать не только программистом, получив навыки определенные различных информационных программ, вы можете при наличии воображения достаточного работать дизайнером. У нас есть дополнительные программы, которые позволяют ребятам быть дизайнером. И интерьеров, ландшафта. И дизайнером одежды. То есть все наши информационные программы позволяют при достаточно креативном образе мышления находить себе возможности в том или ином виде прикладной деятельности. Проблема у нас заключается в том, что все циклятся на марке ПТУ. Мы ушли от этой марки. Нам постоянно напоминают, где же вы будете готовить рабочих. В чем мы должны понимать рабочие. Специалист это рабочий или нет? Наверное, все-таки рабочий это любой нанятый специалист своего дела. Мы можем по-разному к этому относиться. Но, например, мы постоянно держим в достаточной степени устойчивую аудиторию. Мы ежегодно принимаем порядка 30 с лишним тысяч человек на обучение. Это, несмотря на то, что сейчас в стране и в Москве чувствуется демографический спад. И количество выпускников 9-х классов у нас уменьшилось по сравнению с 2003 годом в два раза. Сейчас порядка 67 тысяч девятиклассников. И, тем не менее, постоянный контингент мы принимаем на обучение.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы сказали: после 9 класса.

А. АЛЕКСАНДРОВ - И после 11-го.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - После 9-го можно.

А. АЛЕКСАНДРОВ - И после 11-го. Просто это зависит от той образовательной программы, которую мы хотите получить. Если вам нужно общее образование, вы можете получить общее образование в школе, можете в колледже.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Плюс параллельно профессию.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Да, потому что колледж реализует программу общего образования, начальное профессиональное и среднее профессиональное. Это достаточно емкая модель непрерывного образования. Находясь в рамках одного учебного заведения, молодой человек может постоянно наращивать свой профессиональный уровень. И в принципе мы советуем поступать на уровень начального профессионального образования, проучившись один год, и показав положительные результаты, молодой человек или девушка могут перейти на вторую программу среднего профессионального образования. И притом, окончить и ту и другую программу в одни и те же сроки в течение трех лет. Но это все зависит от желания и возможностей того или иного молодого человека.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А давайте коснемся финансовой стороны. Это платно, бесплатно?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Сейчас в основном у нас работают бюджетные формы. То есть мы можем принять, а у нас их порядка 200 профессий, специальностей на бюджетной основе. Помимо этого, что учащийся учится, он получает еще стипендию порядка 400 рублей. И в принципе еще правительство Москвы, уделяя внимание большое подготовке кадров, выделило значительные средства на организацию питания учащихся. То есть все учащиеся колледжей получают питание, если находятся в стенах учебного заведения, либо дополнительную стипендию, если находятся на рабочих местах, где невозможно это питание организовать. И это тоже в достаточной степени значительные суммы. С 1 января будет 87 рублей в день. Это нормальное качество питания. Мы понимаем, что у нас есть определенная аудитория. Есть своя ниша. Тех детей, которые хотели бы получить как можно скорее профессию, может быть не совсем знают, верно ли они ее выбирают. Тех детей, которые сами хотят быть самостоятельными, зарабатывать деньги. И вот мы должны этим детям помочь, подсказать через систему профориентации, через систему ранней профдиагностики. Помочь им выбрать ту профессию, которая в дальнейшем, наращивая через систему непрерывного профессионального образования, будет ими востребована, будет их кормить и сопровождать через всю свою жизнь.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Вы в некоторой степени предвосхитили мой вопрос. Как вы сообщаете, что есть такие замечательные учреждения, что не надо никуда ехать учиться на дизайнера, сидя между Дольче и Габбана, что можно это все сделать в Москве в колледже. Кроме того, что вы приходите к нам на «Эхо Москвы», рассказываете, что есть такая программа. Вы ходите по школам?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Мы работаем в этом плане совершенно различными способами. Во-первых, есть сайт в Интернете - профессиональное образование, который рассказывает по каждому колледжу, по каждой профессии. С представлением работодателей, которые участвуют в этом процессе. Сейчас создаются в Москве центры профессиональной ориентации. Которые работают именно на разъяснение учащимся школ видов деятельности учреждений профессионального образования. Во все учебные заведения направлены плакаты, брошюры, которые рассказывают об учреждениях профессионального образования, которые находятся непосредственно от них. Это на территории административных округов, либо в целом в городе.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Здесь важный вопрос от Виктора: правда ли, что если после колледжа захочу поступить в вуз, то мне придется сначала отслужить в армии, второй раз отсрочки мне не дадут.

А. АЛЕКСАНДРОВ - У нас принято изменение в законодательство о воинской службе. У нас сейчас отменена вторая отсрочка. И поэтому молодежь, достигшая определенного возраста и получив образовательную программу, может быть призвана в ряды вооруженных сил. Но этот призыв, во-первых, на год, на этот год оформляется академический отпуск. И плюс если его профессия соответствует какой-то воинской учетной специальности, то он служит по этой специальности.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А как это делается? Армия согласовывает с вами, вы имеете возможность как-то воздействовать?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Безусловно, когда человек призывается через призывные комиссии, эта информация доводится. И этой информацией, безусловно, воинские части пользуются.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А какие это профессии?

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Так и вижу, как ювелир понадобится…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ювелир не надо, хотя, наверное, есть отдельные генералы, которым нужны ювелиры. Вот какие профессии попадают в армейскую струю?

А. АЛЕКСАНДРОВ - Профессии, связанные с радиотехническим комплексом. Информационным комплексом. Ремонтом и обслуживанием автомобильной техники. Приборостроения. Я не говорю о строительных профессиях, потому что, во-первых, в Москве, к сожалению, обучается небольшое количество по строительным профессиям, хотя в принципе это профессия достаточно востребованная. Стройбаты у нас, по-моему, сейчас закрылись.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – И что действительно если например, по информатике у вас обучаешься, то армия прислушивается и берет человека…

А. АЛЕКСАНДРОВ - В призывных комиссиях, безусловно, это мнение учитывается. Принимается к сведению тот уровень успеваемости, которым обладает молодой человек. И ему может быть предоставлена такая возможность с использованием его знаний. Тем более что сейчас количество служащих в рядах вооруженных сил сокращается, значит, требования на специалистов, владеющих современными, в том числе информационными технологиями постоянно возрастает. Спрос на людей, которые могут что-то сделать своими руками, они уже немножко социализированы и адаптированы к несколько иной профессиональной деятельности. И поэтому вхождение в службу, если не считать строевой и маршировки, для них проходит легче и безболезненнее. И они знают, что всегда могут вернуться в учебное заведение. За ними сохраняется место. И партнер социальный, с которым мы при приеме на обучение молодого человека заключаем договор, ему готов предоставить место.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Очень интересно.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Все предусмотрели. Удивительно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Действительно будем надеяться, что какое-то у граждан будет адекватное восприятие этого комплекса профессионально-технического образования. Потому что конечно, престиж этой системы рождается последующей реализацией.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Безусловно. Через среду. Мы сейчас общаемся в эфире, и в основном прекрасно понимаем, что нас слушает взрослое население, у которых возможно есть дети. И которые могли бы порекомендовать этот вид образовательных программ среднего профессионального образования для своих детей. Потому что это в достаточной степени интересно и востребовано в современных условиях. Потому что даже специалист, получивший высшее образование на базе среднего профессионального образования, он всегда более конкурентоспособен. Потому что он уже может работать в несколько иных условиях самостоятельно. Не нуждаясь в постоянной опеке работодателя.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо большое, что вы пришли. Алексей Евгеньевич Александров, заместитель начальника Управления науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы.

А. АЛЕКСАНДРОВ - Спасибо большое.

Источник: http://www.echo.msk.ru/

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.