«О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по передаче образовательных учреждений федерального ведения в ведение субъектов Российской Федерации».
Рассмотрев вопрос о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по передаче образовательных учреждений федерального ведения в ведение субъектов Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
В настоящее время механизм передачи образовательных учреждений регулируется Федеральным законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», который полностью соответствует статье 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы воспитания и образования относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в российской Федерации до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г. № 584, предполагается передача расходных полномочий по начальному профессиональному образованию органам власти субъектов Российской Федерации.
В первом чтении принят проект федерального закона № 280525-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации, в котором в статье 1, пункте 20 (глава IV1 статья 263, пункт 2, подпункт 15) предусмотрены полномочия органов власти субъектов Российской Федерации по предоставлению начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
В протоколе от 31 марта 2003 г. № 2 заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина решено поддержать предложения рабочих групп по проведению мероприятий, направленных на оптимизацию бюджетных расходов при разработке бюджета 2004 года и последующих лет (пункт 14).
В частности, Минобразованию России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложено подготовить и внести в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 16 мая 1995 года № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» в части порядка передачи государственных образовательных учреждений.
В ведение субъектов Российской Федерации предполагается передать 3649 образовательных учреждения (54,1% от общего количества учреждений) с объемом финансирования 17967,2 млн. рублей.
В связи с планируемыми Правительством Российской Федерации мерами по передаче образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации в Государственную Думу поступили и продолжают поступать обращения от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов общественного управления образованием, образовательных учреждений, работодателей, в которых высказывается тревога о судьбе образования в целом, образовательных учреждений в частности.
По состоянию на 20 мая 2003 года таких писем и обращений поступило более 50, в том числе от 30 органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке 15 марта 2001 года (протокол № 29) при участии представителей Минобразования России, Минфина России, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации рассмотрел вопрос о результатах эксперимента по передаче в ведение субъектов Российской Федерации учреждений начального профессионального образования и принял соответствующее решение, в котором результаты эксперимента признал неудовлетворительными. Данное решение было направлено в Правительство Российской Федерации.
18 апреля 2002 года (протокол № 58-2) Комитет принял решение «О практике передачи образовательных учреждений федерального ведения в ведение субъектов Российской Федерации в свете действующего законодательства», в котором обращается внимание Правительства Российской Федерации, федеральных органов власти, имеющим в своем ведении образовательные учреждения на необходимость строгого выполнения законодательства в области образования при передаче образовательных учреждений федерального ведения в ведение субъектов Российской Федерации, на недопустимость принятия решений о передаче образовательных учреждений федерального ведения в ведение субъектов российской Федерации в одностороннем порядке, прекращения финансирования образовательных учреждений до решения вопросов передачи в строгом соответствии с законодательством в области образования, передачи образовательных учреждений без определения источников финансирования на их содержание. Данное решение было направлено в Правительство Российской Федерации, Минфин России, Минимущество России, Минобразование России, МПС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
Комитет считает, что односторонняя передача образовательных учреждений федерального ведения в ведение субъектов Российской Федерации невозможна без решения на законодательном уровне вопросов бюджетного обеспечения передаваемых функций, может привести к многочисленным конфликтам имущественного характера, утечке собственности из системы образования, к разрушению единого образовательного пространства, к утрате значительного количества образовательных учреждений.
Подробнее на http://www.shishlov.info/comitee/documents/index.phtml?id=143
|