Подготовка госуправленцев: особенности, проблемы, перспективы
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

Подготовка госуправленцев: особенности, проблемы, перспективы

Экономика знаний — наше все. Это аксиома, которая в настоящий момент уже не требует ни подтверждений, ни доказательств. На то она и аксиома. Ярчайшим ее проявлением стал богатый на события день 19 октября. С утра начало свою работу Российское научное экономическое собрание "Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации", а уже днем стартовал Второй Фестиваль науки в городе Москве. Однако поговорим об экономическом собрании, в рамках которого состоялся круглый стол "Подготовка государственно-управленческих кадров высшей квалификации".

"Проблема воспитания госслужащих возрастает не только в России, но и во всем мире. Отмечается своеобразный бум «Как правильно готовить госслужащих?»" — открыл работу круглого стола его руководитель директор Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН В.Л. Макаров. Кстати, ВШГА МГУ и являлась организатором данного круглого стола, и это вполне логично, так как образовательная программа, реализуемая школой (с февраля 2007 года ведется подготовка магистров по программе "Государственное администрирование" по направлению "Менеджмент"), нацелена на подготовку настоящих госслужащих. Что подразумевается под понятием "настоящих госслужащих", в чем заключена специфика подготовки не просто госслужащих, но чиновников высшей квалификации — не только эти вопросы горячо обсуждались в рамках круглого стола.

По словам В.Л. Макарова, "необходимо правильно объяснить народу, что такое «государственный чиновник»". Грубо говоря, люди должны четко понимать соответствие того или иного чиновника его полномочиям, чтобы сравнение должностных полномочий чиновников было четким и понятным. К примеру, пусть чиновник второго ранга — это полковник и т. п. "Во многих странах это играет немалую роль в борьбе с коррупцией", — резюмировал В.Л. Макаров.

Что ж, злободневность полемики круглого стола очевидна. Докладчики делились собственным опытом, видением проблемы и ее возможных решений. Отметим, что эта полемика действительно соответствовала формату круглого стола: от обсуждений участники переходили к аргументированным спорам. О многом говорит хотя бы тот факт, что вместо запланированного времени в два с половиной часа, круглый стол работал на час больше. Остановимся на наиболее, так скажем, "острых" моментах обсуждений.

"Экономическое мышление современного управленца должно базироваться на понимании целостности общества, неразрывности процессов, происходящих в нем, — начала свой доклад преподаватель комплекса экономических теоретических дисциплин Е.А. Бренделева. — Мы не можем рассматривать экономику в вакууме, как это было в девяностых годах. Свобода будет во благо только в обществе с соответствующей системой институтов, предусматривающих сдерживающие механизмы отдельных чисто рыночных явлений, будь то рейдерство или бесконтрольная деятельность монополий как порождения рынка".

Не секрет, что преподавание различных дисциплин все более активно переводится на практические рельсы. Собственно и сами учащиеся зачастую желают снижения теоретизированности преподавания. На резонный вопрос В.Л. Макарова, нужно ли будущим госслужащим несколько по-иному рассказывать об экономике, приводить больше примеров, а не теории, Е.А. Бренделева ответила: "На основе теории стоит давать конкретные практические знания". Полемика еще более оживилась:

В.Л. Макаров: "То есть вы хотите сказать, что Грефу с Кудриным плохо преподавали экономику?"

Е.А. Бренделева: "Да! Образование чиновника должно быть очень широкое. Экономика без взаимодействия с социально-политической сферой невозможна. Как сказал один лауреат Нобелевской премии по экономике, экономическая наука вредна, ее надо давать дозировано, иначе в обществе будет катастрофа".

Открытых вопросов в проблеме подготовки государственно-управленческих кадров высшей квалификации немало. Тем не менее, их активно решает (нередко, видимо, методом проб и ошибок) Высшая школа государственного администрирования МГУ. "Перед государственно-управленческим аппаратом стоят комплексные задачи, решение которых находится на стыке дисциплин и видов деятельности, — начал свой доклад «О внедрении компетентностного подхода в практику подготовки магистров государственного администрирования» заместитель директора ВШГА МГУ по учебной работе П.В. Мельник. — В связи с этим магистерская программа ВШГА строится не просто на обсуждении совместных кейсов, проведении семинаров-практикумов и осуществлении комплексных проектов, а в первую очередь на определении «узловых точек» — фундаментальных единиц деятельности государственного управленца, того, что сегодня называют «ключевыми компетенциями»".

Общесистемная экономическая подготовка, коммуникативная компетентность, подготовка в конкретной отраслевой области — вот что требуется в подготовке госслужащих высшего уровня, по мнению первого заместителя губернатора Красноярского края А.В. Новака.

Доклады магистрантов ВШГА МГУ недвусмысленно давали понять, что, вероятно, совсем скоро начнет кардинально меняться откровенно настораживающая ситуация, сложившаяся годами, так скажем, в поле деятельности многих «высоких» госуправленцев. Согласитесь, нередко причиной неэффективной работы чиновника является не то, что он такой нехороший человек и работает в неграмотно выстроенной системе, а то, что качество его знаний и опыта, вероятно, недостаточно, или же просто не лежит душа у человека к занимаемой должности, а уйти с нее по ряду причин он уже не может. Кроме того, рядовой чиновник, в основном, занят текущими делами, у него уже не остается времени и сил на кардинальные преобразования и глобальные действия.

На образовательную программу ВШГА многие возлагают большие надежды. Школа активно работает не так давно, но многие проблемы подготовки будущих работников высших государственно-административных служб уже выявлены и учтены в программе ВШГА.

Кстати, занятия в ВШГА увязываются и с анализом разработки, реализации крупных социальных проектов и программ национального масштаба, региональных целевых программ. Важное знание имеет также прохождение практики, стажировки непосредственно в органах высшей государственной и региональной администрации. Так, этим летом слушатели первого набора ВШГА уже прошли таковые практики. "Некоторые, в числе которых был и я, — вспоминает магистрант ВШГА Антон Губницын, — проходили практику в Аппарате Правительства Российской Федерации. Я проходил стажировку в пресс-службе в информационно-аналитическом отделе". На вопрос, не сожалеете ли, что стали обучаться по этой программе (все-таки ВШГА — юный факультет МГУ), Антон без долгих раздумий ответил: "Нет, конечно. Ни о каком разочаровании и речи быть не может. Сейчас, видимо, желания конкретизировались. Сначала я расценивал свой приезд в Москву из Северодвинска как огромный шанс. Теперь же понятно, какую конкретно пользу ты можешь извлечь из всего этого. Очень хорошо, что большинство наших занятий ведут практики, работающие в различных структурах власти на протяжении уже многих лет". Причем в июне и в конце октября для проведения практических занятий в ВШГА приезжали французские коллеги из Национальной школы администрации ENA. Летние семинары были посвящены проблеме децентрализации во Франции и в России, проблеме взаимоотношений между различными органами власти. Осенний цикл семинаров был посвящен управлению рисками в государственном администрировании.

Интересен факт, что среди магистрантов школы крайне низок процент москвичей. Вернутся ли в регионы магистранты после окончания обучения? "Думаю, большинство магистрантов нацелены на то, чтобы продолжать работать именно в своем регионе, — рассуждает А. Губницын. — Как я понимаю, изначально замысел всей этой образовательной программы и заключался в том, чтобы подготовить специалистов для органов власти именно в регионах. Не случайно нас оттуда, по большому счету, и набирали. Было бы странно набрать нас из регионов, выучить в Москве, чтобы мы и остались работать в столице".

Об итогах работы круглого стола «Подготовка государственно-управленческих кадров высшей квалификации» и ближайших планах ВШГА рассказал первый заместитель директора Школы В.Л. Еремин: «Для нас очень важны подобные мероприятия. С одной стороны, мы заявляем о себе, а с другой — ведем открытый диалог с представителями власти, бизнеса, науки и образования. В перспективе — разработка и запуск новых программ, расширение международного сотрудничества. Мы хотим, чтобы наше образование было востребовано и отвечало на вызовы не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего».


http://www.msu.ru/news/?2007-11-09_14-26.28c9cc8

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.