Круглый стол Российского союза ректоров
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

Круглый стол Российского союза ректоров

В среду 24 октября в Зале заседаний Ученого совета Фундаментальной библиотеки МГУ состоялся круглый стол Российского союза ректоров и Российского общественного совета по развитию образования "Перспективы формирования нового образовательного законодательства". В работе круглого стола приняли участие 114 представителей различных вузов России, государственных региональных структур и корпоративных объединений.

Основной задачей заседания стала выработка комплекса рекомендаций к готовящемуся проекту нового федерального закона "Об образовании в РФ", первая редакция которого была представлена участникам круглого стола, а окончательная должна увидеть свет уже в начале декабря этого года.

Заседание открыл президент Российского союза ректоров ректор МГУ академик В.А. Садовничий. По мнению Виктора Антоновича, нужно выработать современный глоссарий правовых понятий образовательного законодательства, а также определить статус образовательных организаций и узаконить запрет на приватизацию учебных учреждений. С другой стороны, надо стимулировать взаимодействие образовательных организаций с работодателем, чтобы обеспечить выпуск востребованных специалистов.

Выступления продолжил председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуальной собственности ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов, который более подробно коснулся проблем современной системы образования в России и путей их преодоления, предусматриваемых проектом нового закона.

"Становясь цивилизованными, мы больше не вправе отдавать закон на откуп исполнительной власти", — заявил Я.И. Кузьминов. Так, например, сейчас нет ясно регламентированного механизма перехода из одного вуза в другой. Другая проблема — это классификация учебных заведений. Каждый статус (институт, университет или академия) должен иметь правовые основы, а не быть пустой вывеской.

Нужно установить систему полномочий, которая предотвращала бы передачу регионального бюджета в частные руки, но не исключала бы такую возможность в случае участия корпораций в создании востребованных в данном регионе направлений образовательной деятельности.

Заместитель декана юридического факультета МГУ А.Е. Шерстобитов выступил с докладом "Об основах законодательства об образовании". Он пояснил, что хотя юридический факультет МГУ является официальным разработчиком проекта нового кодекса об образовании, в его создании оказывают помощь практически все вузы России, в которых есть сильные юридические школы. Благодаря этому сейчас уже есть возможность обсуждать постатейную структуру нового кодекса.

Выступавший коснулся многих специфических правовых вопросов образовательного законодательства: разработка понятийного аппарата, решение теоретических проблем и согласование правовых норм и институтов. Решение этих проблем позволит создать интегрированный кодифицированный акт, предъявляющий единые требования к образованию.

С концепцией нового кодекса выступил главный научный сотрудник Института развития образования М.В. Кротов. В соответствии с концепцией, преодоление «закрытости» системы образования должно опираться на переход от контроля над процессом обучения к контролю над его результатами. Для этого должны быть введены экзамены, которые принимались бы профессиональным сообществом с минимальным участием учебного заведения. Таким образом, требования к знаниям и умениям выпускника выйдут на первый план и будут способствовать его профессиональной компетенции и востребованности на рынке труда.

Двухуровневое образование должно стать общим принципом в любой специальности, а его программа будет предусматривать подготовку претендентов на определенную должность.

Повышение академического престижа учебных заведений планируется достичь путем отказа от обязательных госстандартов и от статуса диплома государственного образца, оставив за работодателями и другими вузами право оценивать статус диплома основываясь лишь на авторитете выдавшего его вуза. Тот же подход должен быть распространен и на послевузовское образование — ученый совет вправе будет признать или не признать ученую степень или звание, присвоенные другим вузом.

Для повышения статуса работника образовательного учреждения ему может быть присвоен статус, аналогичный статусу госслужащего. Для работников профессионального образования предусмотрен другой подход. Кроме декларируемых финансовых преимуществ предлагается стимулировать их морально — званиями, наградами и орденами.

Надлежит ввести запрет на совместительство по преподавательской деятельности, оставив лишь за учреждениями профессионального образования право на его отмену.

После докладов началось их обсуждение. В.А. Садовничий согласился с тем, что совместительство представляет собой проблему, мешая качественному преподаванию. На вопрос о правовых инструментах ограничения совместительства М.В. Кротов указал условия контракта с основным вузом, а ректор МГУ напомнил об успешном применении положительного стимулирования.

Среди вопросов, заданных участниками круглого стола, были такие, как проблема несвободы ректора или директора школы в целевом расходовании средств; узаконение процедуры экспериментов по введению инноваций в системе образования; регламентация роли общественных организаций в системе управления образованием, создание специфических региональных структур, координирующих связь образования с рынком труда; вопрос об участии частного капитала в бюджете образовательных учреждений.


http://www.msu.ru/news/?2007-11-09_17-29.5b2d902

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.