Линейка для гуманитария. Свидетельство о результатах Единого государственного экзамена.
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

Линейка для гуманитария. Свидетельство о результатах Единого государственного экзамена.

ЕГЭ получил поддержку на высшем уровне: президент Дмитрий Медведев заявил, что ЕГЭ должен оставаться основным способом проверки качества образования. А значит, Единый госэкзамен никуда не денется, будут меняться только контрольно-измерительные материалы (КИМ), по которым проводится экзамен.


КИМы ежегодно усовершенствуются, по словам разработчиков, из них исчезают наиболее нелепые задания и орфографические ошибки. Наверное, знания по математике, физике или химии можно проверять в тестовой форме, но как проверить знания в области гуманитарных наук? Нужна ли в школе высшая математика? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола «Новые КИМ для ЕГЭ 2010. Как измерить гуманитария?».


Разработчики контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ прежде всего предлагают научить не только школьников, но и учителей работать в области независимых оценок качества образования, т.е. приучить к тестовой форме сдачи экзаменов, подразумевая, что это поможет свести к минимуму человеческий фактор и субъективность. ЕГЭ, по словам его идеологов и разработчиков, проверяет знания школьников только в рамках школьной программы, ничего сверх нее не требуется, надо только привыкнуть к тестовой форме сдачи экзамена. Возможно. Но на вступительных экзаменах в высшую школу так же требовались знания только в рамках школьной программы, ничего сверх не спрашивали. Но почему-то для успешной сдачи экзаменов в вуз требовалось в заниматься с репетиром, который за определенный период времени помогал абитуриенту освоить школьную программу.


Не возникнет ли подобной ситуации с ЕГЭ?


В последнее время звучат предложения несколько сократить, а точнее упростить программу по алгебре и началам анализа, убрав из школьной программы азы высшей математики. Сторонники этой точки зрения указывают на то, в что в школе ребята это не освоив базы, переходят к изучению высшей математики. И в конечном итоге в вузах на технических специальностях студентов-первокурсников приходится заново учить всему курсу математики. Один из разработчиков новой модели КИМ по математике, директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, крайне против такой точки зрения, заявляя, что основы высшей математики должны оставаться в школьной программе, следует лишь изменить задачи и объяснить ребятам, что без высшей математики в современной жизни делать нечего. А экзамен по математике для 11 класса стоит разделить на две части – базовую и профессиональную. Ребята, которые идут на гуманитарные специальности, смогут, по мысли Ященко, сконцентрироваться на подготовке к базовой части, и получить свою законную «тройку». Ребята, которым математика нужна будет как вступительный экзамен, будут готовиться не только к базовой, но и к профессиональной части экзамена. Иван Ященко, утверждает, что ребятам с гуманитарной направленностью нужно не упрощение программы по математике, а её модернизация. Задачи должны быть максимально приближены к реальности.

«Сейчас честную «тройку» стало получить значительно проще», – утверждает Иван Ященко. Задания базового уровня выложены в Интернете, а значит к ним можно подготовиться. Вот только тут возникает один вопрос: почему выпускник школы, собирающийся получать гуманитарное образование, должен довольствоваться «тройкой» по математике?


Если с математикой более или менее понятно, как быть с гуманитарными науками: с историей, литературой и обществознанием? На эти вопросы отвечали разработчики КИМов по указанными предметам.

По словам, председателя предметной комиссии разработчиков КИМ по истории Василия Зверева, в истории есть, что измерять. Сдающему ЕГЭ по истории предлагается продемонстрировать знания не только фактов, событий, понятий, персонажей и хронологии, но и умение анализировать и сопоставлять факты. Несомненно, такие вещи знать надо. Но система выпускных школьных экзаменов построена таким образом, что обязательными для всех являются только экзамены по русскому и математике, остальные экзамены сдаются по желанию, в зависимости от того, что требуется для поступления в вуз. с Одной сторонызнать дату основания Москвы школьники должны, но вряд ли это вопрос уровня выпускного школьного или вступительного экзамена в вуз. С другой стороны, странным кажется включение в экзаменационные вопросы положений, из работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» или программы КПСС 1961 года. Но наверное и такие документы, школьники должны изучать в рамках школьной программы.

Но более странно другое: правильно ответив на вопросы базовой части «А», выпускник набирает 69 баллов! Напомним, в 2009 году для успешной сдачи экзамена по истории требовалось набрать всего 30 баллов, а это означает, что человек, правильно ответивший на самые простые вопросы получает возможность поступать на специальности, где история является вступительным, если не профильным экзаменом. Речь не идет о лучших университетах, где средний проходной балл 80. В региональных вузах, а тем более в большинстве коммерческих вузов, требования значительно ниже, а значит выпускник, правильно ответивший на вопрос о дате основания Москвы, сможет поступать на исторический, юридический или социологический факультеты. Для того, чтобы набрать 69 баллов выпускнику не нужно даже и смотреть задания частей «В» и «С». А уж за 210 минут, которые даются на написание экзамена, точно можно внимательно прочесть вопросы и дать правильные ответы.


Если в истории есть даты, факты, понятия и хронология, знания которых можно проверять в тестовой форме, то как быть с литературой, где помимо формальных знаний стилей требовалось главное – умение излагать свои мысли.

В 2009 году экзамен по литературе сдавали только 50 тысяч человек из почти 1 млн. выпускников. Это означает, что экзамен выбрали только те выпускники, которым результаты этого экзамена нужны были для поступления в вуз. Это вызывает серьезные опасения, ведь при традиционной форме сдачи выпускных экзаменов, каждый выпускник писал либо сочинение либо изложение с элементами сочинения. И назывался этот экзамен «экзаменом по русскому языку и литературе». Исключение литературы из числа обязательных экзаменов привело к сокращению часов литературы в 10 – 11 классах. Школьников готовят к обязательному экзамену по русскому языку, забывая, что литература, так же как и история, являются государствообразующими предметами.

Разработчики КИМ по литературе не могут отказаться от формальных вопросов, касающихся знания литературоведческой терминологии, утверждая, что противном случае число сдающих экзамен еще сократится. Но даже в 2009 году литературу сдавали только 50 тысяч выпускников из миллиона.

Согласно требованиям школьной программы выпускник должен разбираться в литературных стилях, отличать ямб от хорея, знать определения таких терминов, как «гипербола» или «сравнение», но основным все-таки является умение формулировать и выражать собственные мысли.

Базовая часть экзамена, часть «А», принесет выпускнику 67 баллов, которых будет более чем достаточно для поступления в вуз (речь не идет о филфаке МГУ). А значит, выпускнику даже не обязательно переходить к части «В», где нужно демонстрировать аналитические способности, или части «С», где нужно написать три мини эссе.

С обществознанием ситуация, не лучше, чем с другими гуманитарными науками. Для того чтобы набрать необходимое количество баллов для поступления в высшую школу, нужно правильно ответить на вопросы части «А».

Так и получается, что выпускнику для поступления в вуз, теперь необходимо освоить только понятийную часть любого из гуманитарных предметов, не касаясь его сути. А написание эссе и демонстрация аналитических способностей станут прерогативой только небольшого процента выпускников, которые собираются поступать в десятку ведущих университетов России.


Юлия Дроздова


©5ballov.ru.

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.