Независимые эксперты бракуют школьное золото медалистов
В этом году среднюю школу заканчивают миллион двести тысяч российских
школьников. Самые трудолюбивые и одаренные из них вместе с аттестатом
зрелости получат еще и золотую медаль.
В последние годы число медалистов составляет в среднем шесть
процентов, есть регионы, где этот процент доходит до десяти, а на юге
России - даже до пятнадцати. Борьба за медаль в выпускных классах
разворачивается нешуточная. Речь не в драгметалле (золота всего-то 0,
3 грамма, кстати, лет шестьдесят назад медали были куда весомее: вес
чистого золота превышал 10 граммов), а в драгоценной привилегии,
которую дает золотая медаль при поступлении в вуз. А где есть
привилегия, всегда найдется возможность для нарушения правил. В итоге
возникает недоверие к школьному "золоту", которое, по мнению многих
экспертов, порой оказывается вовсе не "той пробы".
Нынешним претендентам на выпускное "золото" остается только сожалеть о
тех временах, когда авторитет золотой медали в вузах страны был
безоговорочным. Наш выдающийся математик, член-корреспондент РАН Лев
Кудрявцев вспоминал, что когда он, медалист, поступал на мехмат в 1940
году, тогдашний декан факультета, будущий академик И.Г.Петровский,
спросил его: "Почему вы хотите поступать к нам, молодой человек?" -
Кудрявцев гордо ответил: "Я хочу быть астрономом". На что декан
сказал: "Ну а мы попытаемся сделать из вас математика. Поздравляю, вы
приняты". И все! Но уже в конце 50-х годов прошлого века медали
перестали учитывать при поступлении в институт. Потом эту льготу
медалистам вернули. До сих пор они могут поступать в вузы, сдав на
"пятерку" первый экзамен. И вот над ними вновь сгущаются тучи.
Масла в огонь подлила статистика поступления медалистов в вузы. В
некоторых случаях она действительно вызывает сомнения в том, что
"высшая проба" заслужена. Так, на ведущих факультетах МГУ число
заявлений, поданных от медалистов, почти составляет количество
бесплатных мест или даже превышает их. Однако в прошлом году на первом
экзамене подтвердили свою медаль и были зачислены (то есть сдали
первый экзамен на "отлично") только пять процентов абитуриентов.
Остальным же пришлось включиться в дальнейший вступительный марафон. И
лишь 60 процентов медалистов из тех, что подавали заявление, стали
студентами МГУ.
Разумеется, у преподавателей вузов есть все основания считать, что
престиж медали падает и что требования к претендентам на золотую
медаль необходимо ужесточить. Поэтому обладателей высшей школьной
награды и проверяют сейчас с таким пристрастием. Вот конкретный
случай. Медалистка получила на журфаке МГУ за сочинение... "двойку".
И, уверенная в качестве своих знаний, подала на апелляцию. Когда она
предстала перед строгой комиссией во главе с деканом журфака Ясеном
Засурским, ей сообщили, что работа "слишком зрелая", читай - явно
списанная, с многочисленными цитатами из французских просветителей,
которые просто невозможно запомнить. Тогда девушка принесла из
библиотеки тома Вольтера и Руссо и цитировала их произведения наизусть
целыми страницами. Пришлось комиссии исправить оценку на "пятерку"...
В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения
увеличивается по мере продвижения с севера на юг. По статистике
последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й
школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый
158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Республике Ингушетии - каждый
39-й, в Краснодарском крае - каждый 38-й, в Ставропольском крае -
каждый 29-й, в Кабардино-Балкарской Республике - каждый 18-й.
Что скрывать, в последнее время нередко золотые медали превращаются в
ходовой товар: наиболее предприимчивые директора пытаются делать на
них свой "маленький бизнес". Так, "РГ" недавно писала о вопиющем
случае торговли медалями в пятой школе города Шахты Ростовской
области.
А потому чрезвычайно возрастает важность независимой оценки качества
знаний медалистов. В этом году в медальные комиссии регионов
представлены не только выпускные сочинения претендентов на медаль, но
и результаты ЕГЭ по русскому языку. Комиссии оценят, насколько
количество полученных в ходе тестирования баллов соответствует уровню
золотой медали. Вердикт медальной комиссии может быть оспорен. А те
выпускники, чьи работы признаны недостойными "золота", могут
претендовать на серебряную медаль. На днях будут подведены
окончательные итоги работы медальных комиссий и счастливчикам вручат
заслуженные награды.
http://www.edu.ru
|