Внимание: отчисление!
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

Внимание: отчисление!

В наступившем учебном году Министерство образования и науки РФ намерено обратить более пристальное внимание на проблему отчислений учащихся школ. Недавно в беседе с журналистами руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Виктор Болотов уделил особое внимание этой теме. «Имеются случаи отчисления даже первоклашек», - сообщил, в частности, он.

Начальник Управления государственного надзора по соблюдению законодательства РФ в сфере образования Валерий Грибанов рассказал корреспонденту «Большой перемены», что в течение прошлого года из начальной школы в России было отчислено 860 детей, причем 780 из них – без продления обучения (т.е. в текущем году они не вернулись за парту). 215 детей из 1-4 классов были отправлены в исправительные учреждения и детские колонии. Из 5-9-х классов отчислено 10 472 ученика, из 10-11-х – 9 296. Это данные Минобрнауки.

Есть и другая статистика. Согласно официальным отчетам, которые представили учебные заведения по запросам Госкомстата, в прошлом году в процессе обучения из школ было отчислено 50 тысяч учеников. А по данным специальной комиссии, созданной распоряжением Президента России, - вообще 2 миллиона, то есть, практически каждый десятый!

Валерий Грибанов объясняет столь серьезные расхождения тем, что министерство собирало данные по результатам на 10 августа, а Госкомстат, возможно, -- на 1 января. Кроме того, статистика могла быть смешанной, и в списки отчисленных попали дети, оставленные на второй год. А таких в России очень много: только среди учеников начальных классов - 31 тысяча человек, всего же по общеобразовательной школе -- 100 тысяч.

По словам Валерия Грибанова, две самые распространенные причины отчисления детей из образовательного учреждения – тяжелые болезни и миграция (60-70% учащихся). Если ребенок не может учиться в школе по состоянию здоровья, родители забирают документы и переводят его на домашнее обучение или на какое-то время прерывают образование. В случае переезда ребенок уезжает с родителями и переводится в другую школу.

Отчислить ребенка, не достигшего 15 лет, школа может только при вмешательстве комиссии по делам несовершеннолетних. Здесь действует закон 1967 года, к нему в каждом регионе издаются дополнительные акты о работе с КДН. В случае, когда ученика выгнали из школы незаконно, ответственность несет директор.

Однако вряд ли кто-то возьмется утверждать, что законодательство всегда соблюдается. Так, на Урале из 1357 учеников, отчисленных в прошлом учебном году из школ по разным причинам, 87 процентов детей не смогли учиться из-за тяжелого материального положения родителей. Это данные официальной статистики, поступившей в Свердловское областное министерство образования. В сельской местности проблема стоит еще острее: ученики покидают школу, чтобы пойти работать. Нередко сами родители изъявляют желание прекратить обучение подростка, мотивируя это тем, что образование их ребенку ни к чему, заработать можно и без школьных знаний.

Все меньше остается педагогов, желающих искать «особый подход» к трудному подростку, который плохо учится и недисциплинированно ведет себя на уроках. А если хулиган еще и пользуется авторитетом среди одноклассников, то учителя и директор приложат все усилия для того, чтобы выставить «недоросля» из школы как можно скорее. Оно и понятно: кто захочет портить себе нервы и тратить дополнительное время за учительскую зарплату?

Зачастую директора намеренно занижают статистику отчислений. Так, в Оренбургской области по данным, предоставленным образовательными учреждениями, было отчислено всего 4 человека. При проверке же оказалось, что только в одной школе области «отсеяли» 23 ученика.

Еще сложнее отследить «скрытые отчисления»: неуспевающего ученика переводят в вечернюю школу. Иногда туда попадают даже первоклашки. Формально ребенок учится, законность соблюдена.

В правилах отчисления из школы учащихся младше 15 лет предусмотрены исключения, которые касаются детей с отклонениями в развитии, подростков с поведением, противоречащим принятым в обществе правовым, нравственными социальным нормам, а также тех, кто содержится в воспитательно- и исправительно-трудовых учреждениях. Эти исключения нередко используются в качестве еще одной лазейки для желающих обойти закон. Дело в том, что школьника, который не справляется с учебной нагрузкой или патологически неусидчив, с разрешения родителей может обследовать медико-педагогическая комиссия. Если в умственном развитии или психике ребенка обнаруживаются нарушения, то родителям предлагают перевести его в коррекционное учреждение. Часто бывает, что ученик, благодаря настойчивости близких, остается в обычной школе и, в конце концов, адаптируется к нормальным детям. Но это происходит только в том случае, если попадается терпеливый учитель. Если нет – то ребенка начинают попросту выживать. Родители попадают «из огня в полымя»: ведь коррекционные школы тоже бывают разными. Надо ли говорить о том, что малышу, например, с нарушениями слуха может сильно навредить пребывание в школе для детей с синдромом Дауна? А во многих регионах все типы коррекционных учреждений смешаны экономии ради.

Между тем, серьезные нарушения своих прав нередко вынуждены терпеть и здоровые дети. Так, в Республике Коми 35 детей, мамы и папы которых были лишены родительских прав, поместили во вспомогательную школу-интернат. То есть нормально развивающихся школьников приравняли к умственно отсталым. Аналогичный случай произошел с детьми-сиротами в Горьковской вспомогательной школе-интернате. Никаких врачебно-педагогических комиссий ученики не проходили, что является нарушением еще одного закона – «О психиатрической помощи и гарантах прав граждан при ее оказании». Органы управления образованием, отправлявшие здоровых детей к умственно неполноценным, мотивировали такое решение тем, что в специальных интернатах для лишившихся родительского попечения не было свободных мест.

А в карельском поселке Мелиоративный руководство образовательного учреждения и вовсе постановило прерывать обучение, если оно «не приносит желаемых результатов». То есть из школы выгоняли всех детей, не справлявшихся с учебной нагрузкой.

Итак, в наступившем учебном году Министерство образования и науки РФ намерено ужесточить контроль за отчислениями школьников. В регионах будут проводиться более тщательные проверки обстоятельств, по которым детей отчисляют из школы или переводят в вечерние учебные заведения. «При проверке будет подниматься личное дело каждого ребенка. Мы должны знать, куда ребенок пошел после школы. Дети не должны оставаться без присмотра», - сказал Валерий Грибанов.

По его словам, проверки ведутся не раз в год, а постоянно. В большинстве регионов существуют собственные отделы инспектирования. Сейчас тщательно проверяется Дальневосточный автономный округ, Якутия, Хабаровский и Красноярский края, сообщил Грибанов.

Необходимо помнить, что в случае незаконного отчисления ребенка из школы ответственность несет директор. Если выяснилось, что нет достаточных оснований для исключения, то назначается повторное расследование -- даже если ученику уже больше 15 лет и его отчислением ведала комиссия по делам несовершеннолетних.

http://www.school.edu.ru

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.