Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги очередного рейда проверок по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги очередного рейда проверок по вопросам лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений

Как сообщает «Российская газета», на этот раз в поле зрения "экзаменаторов" попали даже МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ им. Баумана и Российский университет дружбы народов. О подробностях корреспонденту "РГ" рассказывает заместитель руководителя службы Елена Геворкян.

- Елена Николаевна, неужели такие "мэтры образования", как МГУ, нуждаются в каких-то проверках?

- А почему мы должны делать для них исключение? Процедура одинакова для всех. Единственная уступка, которую мы сделали для МГУ и СПбГУ, отмечая особый уровень доверия, - аккредитовали их по результатам так называемого самообследования. Вузы сами подготовили полную информацию о своей деятельности, материалы собственных проверок, а мы на основе этого сделали вывод. Кстати, чтобы внешняя комиссия смогла оценить МГУ, потребовался бы целый год! А вот Бауманка проходила комиссию по всем правилам. Доказано качество преподавания не только профильных технических, но и несвойственных этому вузу гуманитарных дисциплин.

- Отрицательные решения были?

- Конечно. Мы отказали в повышении статуса до академии Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. Отказали в государственной аккредитации негосударственному Институту истории культур. Отложена аттестация и аккредитация для Межотраслевого института подготовки кадров и информации, а также для Института экономики и предпринимательства. Филиал Московского государственного открытого университета в Махачкале и филиал МАИ в Ахтубинске тоже пока не аттестованы и не аккредитованы. Причина - нарушение лицензионного норматива по предельному контингенту обучающихся. Та же участь постигла и 18 средних специальных учебных заведений.

Важное решение было принято по Российскому государственному торгово-экономическому университету. Еще в июле 2004 года мы признали качество подготовки специалистов как соответствующее требованиям. А вот в аккредитации отказали. Претензий к базовому вузу не было, но проблемными оказались около двадцати его филиалов. Шесть из двенадцати аккредитационных показателей у них были слишком низкими. Это очень много, настоящий форс-мажор. Мы засомневались в устойчивости вуза. Предложили ректору подготовить план развития образовательного комплекса с учетом всех филиалов. На нынешней коллегии обсудили этот план. Теперь часть филиалов будет реализовывать только программу среднего профессионального образования, в остальные будут приглашены преподаватели высшей квалификации. Но главное: на развитие и реализацию плана учредитель - министерство экономического развития и торговли - выделил 170 миллионов рублей. Вуз аккредитован, через пять лет проверим, как выполняется план.

- Сколько филиалов должно быть у вуза, чтобы насторожить вас?

- Все зависит от системы управления. Кто-то не справляется и с одним, а у кого-то их десять - и все в порядке. Вот, например, у Современной гуманитарной академии почти 200 филиалов. Правда, там дистанционная форма обучения. И, между прочим, уже возникают вопросы по качеству подготовки выпускников. Вообще для нас важно не количество филиалов, а качество реализации программы высшего образования.

- Если вуз лишили лицензии, то он должен прекратить образовательную деятельность. Проще говоря, закрыться. А куда деваться студентам?

- Мы "наказываем", прежде всего, те вузы, где нарушаются как раз права студентов. Основная ответственность лежит на ректоре и учредителе. Это их нарушение, студент здесь ни при чем. Но мы готовы и всячески помогаем пристраивать учащихся в вузы с таким же профилем. Работаем вместе с Ассоциацией негосударственных вузов и с Советом ректоров. Известный прецедент с Воронежским экономико-правовым институтом: 12 тысяч студентов оказались на улице. Потребовалось полгода для наведения в вузе порядка. Многие были переведены в другие учебные заведения. Сейчас все в институте приведено в соответствие с законом, лицензия и госаккредитация восстановлены.

- При переводе в другой вуз сохраняется форма обучения?

- Да, конечно. Если пострадал студент-бюджетник, то он и в новом вузе будет учиться бесплатно. Если это контрактник или студент коммерческого вуза, то даже в государственном учебном заведении он переводится на платное отделение.

- А что происходит с выпускниками, у которых на руках диплом вуза, которого впоследствии лишили аккредитации. Сложнее устроиться в жизни?

- Не думаю. Ведь диплом-то они получили государственный. К ним никаких претензий нет. Ведь при аккредитации определяется не качество знаний студента, это не итоговая аттестация выпускника, а определение уровня образовательной услуги. Конечно, страдает имидж вуза, и этот резонанс может негативно повлиять на работодателя. Но с другой стороны, каждая фирма может определить уровень подготовки кандидата на должность своими способами и решить, принимать его на работу или нет.

- По словам руководителя службы Виктора Болотова, сегодня лицензии на образовательную деятельность выдаются всем, кто предъявляет необходимые документы. Но при проверке вузов не только изучают документы, но и тестируют студентов. Как это происходит, и что таким образом вы выясняете?

- Мы выясняем, как усваивается та или иная образовательная программа. Существует база тестовых материалов по специальностям юридического, экономического и управленческого профиля. Около двухсот вузов уже прошли тестирование. Для каждого студента из выбранной группы специалисты Центра тестирования готовят индивидуальное задание. Из специальности берется 3-4 дисциплины. Допустим, по юриспруденции это гражданское, уголовное и трудовое право. Если студенты ответили только на 20 процентов вопросов - это повод для того, чтобы не аттестовать специальность.

- На что в первую очередь обращаете внимание при проверке? Какие основные критерии?

- При аттестации - это несоответствие рабочих учебных планов требованиям стандартов. Причем мы проверяем не только сами планы, но смотрим и расписание. Ведь план тоже можно по-разному написать. Один - для комиссии и совершенно другой - для жизни. Обращаем внимание на учебную нагрузку преподавателей, смотрим зачетные книжки студентов. При лицензировании отмечаем соблюдение определенных нормативов: наличие санитарных условий, противопожарной безопасности. Необходимое условие - количество и образовательный ценз преподавателей по определенной образовательной программе. Чтобы не случалось таких парадоксов, когда преподаватель физкультуры читает студентам лекции по гражданскому праву.

http://www.newseducation.ru

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.