Немая сцена
- Из 2200 российских вузов и их филиалов только 500-600 дают
качественное образование, в остальных речь идет о продаже дипломов, -
горячился на заседании правительства ректор МГУ Виктор Садовничий. -
Студенты "малобюджетных" институтов, получающие знания всего за 38
у.е. в месяц, имеют такие же льготы, что и учащиеся серьезных
университетов...
Возмущение Виктора Антоновича понятно: "липовые" заведения вредят
престижу отечественных вузов. Сегодня нельзя хорошо учить меньше чем
за 700-800 долларов в семестр, особенно если речь идет о московских и
питерских университетах. Меньше - это торговля дипломами и отсрочками
от армии.
Но большинство "образовательных" контор специализируется именно на
этом. Сидят два человека в арендованном классе школы, принимают деньги
за "учебу", выдают справки для военкоматов. А через какое-то время - и
документ о высшем образовании. Главное, чтобы бумаги были в порядке.
Плановую министерскую проверку вуз обязан проходить раз в пять лет.
Тогда и нужно суетиться, получать лицензию, аттестацию и аккредитацию.
А между пятилетками жизнь спокойная, коси себе "зелень"...
Страдают от халтуры и студенты, получающие некачественные знания, и
работодатели, прельстившиеся "красивым" названием вуза в дипломе, и
государство, чей образовательный престиж падает. Наиболее остро
проблема знаний стоит в вузах, готовящих юристов, экономистов и
менеджеров. В Министерстве образования и науки РФ давно уже говорят,
что стране не нужно столько юристов и экономистов; между тем 75%
университетов и академий имеют юрфаки, почти 95% - экономфаки и
факультеты менеджмента.
Минобрнауки решило разобраться с подготовкой спецов. В 2003 году была
создана комиссия по проверке качества обучения. С легкой руки бывшего
министра Владимира Филиппова ее тут же окрестили "полицией качества".
О результатах деятельности комиссии "МК" рассказала заместитель
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Елена ГЕВОРКЯН. Она курирует лицензирование, аттестацию и аккредитацию
высших учебных заведений - следит за тем, чтобы в них учили чему надо
и как надо.
- С 1990 года число институтов и их филиалов в России увеличилось
почти в пять раз, в то же время количество "остепененных"
преподавателей (кандидатов и докторов наук) - всего на 4%. Многие
педагоги работают в нескольких местах, ни о какой методической или
научной работе речи не идет - не остается времени. Это не может не
сказаться на качестве преподавания.
Результаты недавней проверки самарских учебных заведений лишь
подтвердили это. Выяснилось, что из 53 вузов и филиалов только два (!)
отвечают необходимым требованиям, девяти были сделаны замечания по
лицензионным нормативам, а в 12 отмечены нарушения госстандарта
обучения. У восьми вузов на полгода отобрали лицензию. Бедные студенты
оказались в середине семестра у разбитого корыта: договоры составлены
так, что почти нереально вернуть деньги.
Приезд министерских ревизоров не слишком обрадовал местных чиновников.
Они вообще-то были не против проверки - но только филиалов "чужих"
вузов. Хотели разобраться с конкурентами министерскими руками... В
Федеральной службе настояли на ревизии всех институтов, причем как
государственных, так и негосударственных. В объективности полученных
данных сомневаться не приходится: тестировали около 70% студентов
3-4-х курсов. Тесты были анонимными, никаких санкций к двоечникам
применено не будет. А вот с учебными программами проштрафившихся вузов
и с их руководством придется разбираться. Сейчас проверяют вузы
Тюменской области. На очереди - другие регионы, в том числе Москва.
http://www.edu.ru
|