ЕГЭ отложен на три года
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

ЕГЭ отложен на три года

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) введут в систему образования не раньше 2008 года. Но и тогда его будут использовать не для отбора лучших абитуриентов, а просто для отсечения от высшего образования выпускников с плохими аттестатами.

В четверг расширенная коллегия Министерства образования и науки обсуждала, как быть дальше с eдиным государственным экзаменом (ЕГЭ). Как выяснилось, аббревиатура ЕГЭ не исчезнет из российской жизни. Однако, в какой форме экзамен сохранится, непонятно.

С формальной точки зрения, эксперимент по ЕГЭ продолжается и даже нарастает. По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), летом 2005 года ЕГЭ по 13 предметам сдали более 850 тыс. выпускников школ из 78 российских регионов – на 30 тыс. больше, чем в 2004 году. Из них 32 региона организовали его практически по всем общеобразовательным дисциплинам, или в "штатном режиме". Результаты ЕГЭ засчитали более 1,5 тыс. вузов (почти на 600 больше, чем в 2004 году).

Как считают в Рособрнадзоре, приняло ЕГЭ и общество. По данным опроса, проведенного этим ведомством (правда, лишь среди участвовавших в сдаче ЕГЭ), в том или ином виде эту идею поддерживает 51% опрошенных (считают, что ЕГЭ по всем предметам должен быть обязательным для всех, 8%; да, но только по одному-двум предметам – 15%; состав предметов должны выбирать сами учащиеся – 28%; ЕГЭ следует проводить только для добровольцев – 31%, ЕГЭ вообще не нужен – 15%; особое мнение выразили еще 4%).

Все это позволило Рособрнадзору запланировать на 2006 год распространение эксперимента по ЕГЭ уже на 80 регионов с участием в нем 1 млн одиннадцатиклассников.

Правда, в ходе "триумфального шествия ЕГЭ" выявились проблемы. Как рассказал ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов, благодаря "освоению технологии на местах" с 2004 года стало появляться все больше выпускников школ с явно завышенными оценками по ЕГЭ. Причем, по оценке Ярослава Кузьминова, "брак" у них достигает уже 10% от общего количества, а значит, система нуждается в защите. В том числе путем привлечения правоохранительных органов и введения уголовной ответственности за мошенничество при сдаче ЕГЭ.

Сталкиваются с проблемой коррупции в системе ЕГЭ и на местах. Как рассказал ректор Кубанской государственной медицинской академии Борис Ермошенко, абитуриенты Краснодарского края и Адыгеи, где средний балл по ЕГЭ практически равен среднероссийскому (50 из 100), испытывают на себе в последнее время недобросовестную конкуренцию "приезжих из соседнего региона, у которых сплошь по 95 баллов". "Самое слабое звено в системе ЕГЭ – человек и его умение противостоять внешним воздействиям", – подытожил дискуссию ректор Кабардино-Балкарского госуниверситета Барасби Карамурзов.

Участилось появление фальшивых свидетельств о сдаче ЕГЭ.

В абсолютных показателях их количество пока невелико. Как рассказал "Газете.Ru" глава Рособрнадзора Виктор Болотов, в прошлом году было зафиксировано 30 обращений в приемные комиссии вузов с фальшивками, а еще "восемь или девять случаев выявили компетентные органы". Однако за год, по его словам, количество выявленных фальшивок утроилось.

Помимо проблем, связанных с технологией проведения ЕГЭ, серьезной головной болью остается и большое количество двоек по математике, сданной в форме ЕГЭ.

Если на традиционном экзамене по математике "неуды" получают, по статистике Рособрнадзора, лишь 0,18% выпускников школ, то на этом экзамене в форме ЕГЭ – стабильно более 20%. "А все потому, что на обычных экзаменах действует прежняя схема "три пишем – два в уме", – посетовал Болотов, оговорившись, правда, что, несмотря на это, является противником идеи превращения экзамена по математике в зачет.

В итоге, как подчеркнул Виктор Болотов, из-за "неотработанности технологии ЕГЭ" во многих регионах "он не может быть введен в штатном режиме ни в 2006, ни в 2007 году". "В лучшем случае это произойдет в 2008 году", – заявил он.

Такую возможность сразу же поставил под сомнение министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, "могут вмешаться достаточно серьезные основания" не делать этого: от принятого решения "зависят судьбы многих людей, а значит, не должно быть никаких жестких директивных решений", заявил он. В любом случае, по словам Фурсенко, переход к ЕГЭ должен быть сугубо добровольным – без повторения прежней "главной ошибки – навязывания ЕГЭ".

По мнению министра, ЕГЭ может существовать лишь наряду с другими формами проверки уровня знаний выпускников школ.

Например, в качестве нижней планки, фильтра, отсекающего от высшего образования абитуриентов с плохими оценками. Причем не только для бюджетных, но и для коммерческих мест. В настоящее время, по данным Рособрнадзора, до 10% студентов 29 российских вузов были приняты туда с двойками (в том числе и на такие специальности, как экономика и управление, образование и педагогика, металлургия). По мнению Андрея Фурсенко, это уже сейчас "самая острая проблема". А в условиях грядущего демографического провала, когда вузы начнут охотиться за любыми студентами, лишь бы заполнить свои аудитории, ситуация усугубится. "Мы не должны допустить профанации", – призвал он.

Кроме того, по словам Андрея Фурсенко, ЕГЭ можно использовать как вступительный экзамен в вузы по непрофильным предметам.

И, по его словам, большинство ректоров уже сегодня готовы делать это. Разногласия остаются только по профильным предметам, и здесь, судя по всему, министерство готово пойти навстречу пожеланиям ректоров и не ограничивать вступительные экзамены исключительно тестами ЕГЭ. "Как одна из важных форм проверки знаний ЕГЭ должен быть сохранен, но дополнен другими формами. Дополнительные испытания обязательно должны быть", – подчеркнул министр. В некоторых случаях – в форме собеседований вроде тех, что проводят в Физтехе, в других будут узаконены олимпиады и конкурсы (как в МГУ), в третьих – как традиционные экзамены, пообещал он.

С учетом этих поправок, по словам Андрея Фурсенко, "система ЕГЭ имеет перспективы и, судя по всему, имеет будущее".

В то же время он не смог подтвердить "Газете.Ru", что принято окончательное решение по двум ключевым вопросам, связанным с ЕГЭ: будет ли он добровольным и будет ли засчитываться в качестве вступительного экзамена.

Как уточнил "Газете.Ru" председатель комитета Госдумы по образованию Николай Булаев, поисками ответов на них займутся в конце ноября депутаты комитетов по образованию обеих палат парламента. На совместном заседании они обсудят очередной законопроект о ЕГЭ.

http://www.gazeta.ru

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.