Купить ответы невозможно
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал одним из самых радикальных
проектов, который затрагивает всю систему образования - от школы до
вуза. И хотя эксперимент длится уже шесть лет, специалисты в области
образования до сих пор расходятся в оценках ЕГЭ - нужен он или нет? Об
этом в преддверии очередной экзаменационной страды корреспондент "ВМ"
решил побеседовать с Владимиром Филипповым, ректором Российского
университета дружбы народов, одним из энтузиастов ЕГЭ.
- Владимир Михайлович, а какие задачи призван решить ЕГЭ?
- Положение сегодня таково, что дети из малообеспеченных семей, семей
бюджетников (врачей, учителей) в регионах не имеют возможности поехать
в Москву, Санкт-Петербург или другие крупные города для поступления
вуз. Так вот, чтобы покончить с подобной ситуацией, которая, к слову,
характерна только для России, и было принято решение начать
эксперимент с ЕГЭ. В этом случае абитуриенту не нужно отправляться в
дальние края сдавать экзамены, что и далеко, и дорого.
Но важно и другое. Сейчас мы заставляем детей сдавать две серии
экзаменов: сначала выпускные, а потом вступительные. Зачем все это?
Тем более что при поступлении в вуз школьный аттестат не учитывается.
Система, построенная по принципу "сами учим - сами экзамены
принимаем", порочна в корне. Школа должна учить, а экзамены должна
принимать система, независимая и от школы, и от вуза. Такой системой
может быть ЕГЭ. Одним словом, ЕГЭ, с одной стороны, дает объективную
картину знаний, а с другой - облегчает поступление в вузы молодежи из
регионов. При этом ЕГЭ не исключает и другие формы отбора будущих
студентов - олимпиады, творческие конкурсы и др.
- Но правомерно ли использование ЕГЭ для всех дисциплин? Например,
нужно ли тестирование по литературе?
- ЕГЭ никогда не сводился только к тесту. Любой экзамен состоит из
трех частей. При этом только часть "А" может относиться к тестам. А по
литературе надо писать сочинение на какую-то тему. Безусловно, при
составлении вопросов возможны ошибки, ляпы, но от этого не
застрахована любая система экзаменов.
- Но при традиционной форме экзамена есть возможность посмотреть в
глаза абитуриенту...
- Уверен, чаще всего кое-кто хотел бы заглянуть не в глаза, а в карман
родителей абитуриента...
- Но пока желающих сдавать ЕГЭ не очень много...
- А желающих сдавать любой экзамен всегда немного! А ситуация с ЕГЭ
еще хуже. Директора школ, учителя не хотят, чтобы выпускники сдавали
экзамены независимой комиссии, боясь испортить свои показатели. Никто
- ни учитель, ни ректор - не заинтересован в ЕГЭ. Заинтересован только
ребенок - сдать экзамены один раз и отправить результаты в 30-40
вузов. Поэтому и нужно работать в интересах ученика. К сожалению, в
Москве из-за пассивного отношения к ЕГЭ педагогов и администрации
очень мало детей его сдают. Поэтому выпускники в регионах, сдав ЕГЭ,
могут послать результаты в десятки вузов, а москвич, для которого
сдача ЕГЭ носит добровольный характер, такой возможности лишен. В
лучшем случае он может успеть сдать документы в 2-3 института.
- В Интернете некие фирмы предлагают ответы на вопросы ЕГЭ-2006. Такое
возможно?- Это стопроцентное мошенничество! Купить ответы невозможно.
- Вы поддерживаете отмену льгот для медалистов?
- Медаль никакого влияния при поступлении в вуз играть не будет. ЕГЭ
автоматически ликвидирует все льготы.
- Сколько, на ваш взгляд, нужно времени, чтобы ЕГЭ стал обязательным
для всех?
- Планировалось сделать его обязательным к 2006 году, но теперь
назначена новая дата -2008 год. Скажу только, что эксперимент слишком
затянулся. Он длится уже шесть лет - такого еще не было. Пора
определяться и принимать политическое решение.
http://www.edu.ru
|