Бизнес покинул вузы
Бизнес уходит из образования вместе со своими деньгами. Недовольные качеством специалистов, подготовленных традиционными учебными заведениями, российские предприятия создают альтернативную систему образования.
В четверг стали известны результаты мониторинга экономики образования, проведенного совместными усилиями Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ--ВШЭ), Росстатом, Фондом общественного мнения и "Левада-центром" по заказу Минобрнауки.
Результаты исследования оказались неожиданными: российские предприятия по-прежнему требуют все больше вузовских выпускников и в то же время сворачивают свои отношения с системой образования.
Как и раньше, предприятия, в том числе и частные, не удовлетворены качеством специалистов, подготовленных для них вузами. Как свидетельствуют результаты исследования, не менее 38% вновь принятых на работу нуждается в немедленном переобучении. На доводку каждого из них предприятие в среднем теряет от одного до трех месяцев и тратит суммы, намного превышающие средний уровень затрат.
Однако теперь доучивать своих специалистов в системе образования бизнес не хочет. За последний год до половины служащих, около трети специалистов и четверть руководителей предприятий прошли переобучение не в учебных заведениях, а на производстве – на своем предприятии или в его филиалах и структурах, в компаниях-партнерах или за рубежом.
Более того, оказалось, что за последний год бизнес практически создал собственную, альтернативную систему образования.
29% предприятий завели свои образовательные учреждения, 11% – учебные центры, 15% – курсы переподготовки, по 2% – собственные ПТУ с колледжами и техникумы, а еще 2% даже собственные вузы. Именно с ними предприятия теперь предпочитают иметь дело при подготовке кадров любого уровня. В крайнем случае вместо официальных образовательных учреждений они направляют своих работников для обучения на другие предприятия. Тем самым вузы и техникумы теряют рынок дополнительного образования.
В 2005 году две трети предприятий (65%) вообще отказались от сотрудничества с вузами (в 2004 году – 51%). Еще хуже ситуация в среднем и начальном профобразовании. От сотрудничества с техникумами и колледжами в 2005 году категорически уклонились 71% и 67% предприятий. Те предприятия, что еще сохраняют связи с системой образования, резко сокращают свое присутствие там. И в первую очередь сворачивают долгосрочные формы сотрудничества – организацию практик и договоры о целевой подготовке студентов. Если в 2004 году их имела почти четверть предприятий, то в 2005 году только 13%.
Частные инвестиции в образование также заметно смещаются от основного профобразования к дополнительному.
Основное образование все больше рассматривается как чисто формальное, обеспечивающее лишь корочку диплома и отсрочку от армии.
Надежду получить реальную квалификацию связывают теперь с дополнительным образованием, которое, по данным исследования, все чаще получают параллельно с основным. Эту практику, кстати, поощряют и работодатели. В итоге доля получавших платное дополнительное образование одновременно с бесплатным основным возросла за последний год втрое и составила 18%.
Глава общественного движения российского бизнеса «Деловая Россия» Борис Титов считает: «Волна сотрудничества предприятий с вузами спадает, потому что бизнес перестал верить в систему профобразования. Как оказалось, система образования не готова к этому сотрудничеству – не строит для него институциональную среду, не ищет форм взаимодействия, не составляет программы». Что же касается традиционного образования, которое система может предложить бизнесу, то оно, с точки зрения бизнесмена, «некачественное, а потому неэффективное».
Впрочем, развод бизнеса с образованием продлится недолго, заявил Титов «Газете.Ru».
Переломить ситуацию, надеется он, поможет нацпроект «Образование», который создаст условия для развития лидеров образования, а также специальные меры государства, направленные на развитие самостоятельности учебных заведений и поощрение участия бизнеса в подготовке специалистов. Например, налоговые льготы на суммы, потраченные на эти цели.
Пойдет ли на это государство, неизвестно. Пока замминистра образования и науки Андрей Свинаренко говорит лишь о «поиске возможностей для взаимодействия» и выражает надежду, что «в ближайшее время они будут найдены». Кстати, создание альтернативной образовательной структуры в бизнесе его не смущает и, по словам, даже радует. «Бизнес просто стал адекватно оценивать качество образования», – заявил он «Газете.Ru». «Кроме того, – отметил он, – в новой экономике появляется непрерывная система образования, создать которую не была готова система образования». «А на рынок вышли более эффективные игроки», – добавил социолог Юрий Левада.
http://www.gazeta.ru
|