Виктор Болотов: На экзамене нужно ... думать
Гимназии № 69
г.Краснодар
На пороге школы






Новости

Виктор Болотов: На экзамене нужно ... думать

Закончились школьные экзамены. Большинство выпускников сдавали их в форме ЕГЭ, хотя это пока еще и считается экспериментом. Много копий сломано в обсуждении плюсов и минусов этой формы экзамена, но пока ученые, управленцы, методисты, учителя, журналисты спорят, все новые и новые поколения выпускников проходят через ЕГЭ. Мы сегодня не обсуждаем нужен ЕГЭ или не нужен, а попытаемся создать практическое руководство для тех, кому только еще предстоит сдавать единый государственный экзамен.


Наш обозреватель Людмила РЫБИНА побеседовала с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором БОЛОТОВЫМ.


- Виктор Александрович, у эксперимента по ЕГЭ уже есть своя история, начался он шесть лет назад. Что показывает практика, тяжело выпускникам подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ?


- Практика ЕГЭ по всем территориям показывает, что если ребенок знает предмет, то подготовка к самой этой форме сдачи экзамена занимает три-четыре занятия: надо познакомиться с бланками, научиться писать фамилию печатными буквами, разобраться в том, как можно исправлять ошибку. Инструкция есть. Все субъекты федерации проводят тренировки еще во время учебного года. Еще проводится пробный экзамен, чтобы дети увидели, как это будет уже «в боевых условиях». Дети в обличии от нас, взрослых, относятся к этому совершенно спокойно.


Только что прошло совещание по независимым формам оценки после 9 класса. Учителя были в обмороке: как наши дети будут незнакомым людям сдавать экзамены? А дети уже третий год в эксперименте сдают. И ничего страшного не происходит, никаких незапланированных результатов не получаем. Мы пока не хотели бы расширять эксперимент по девятым классам, но, почувствовав, что это нужно, что это востребовано, присоединяются все новые и новые регионы, их сейчас уже больше 50.


Для ребенка при подготовке к ЕГЭ можно порекомендовать разные стратегии в зависимости от того, на что он претендует.


- На что надо обратить внимание, если выпускника устраивает тройка по предмету?


- Многие вузы сейчас один или два из трех вступительных экзаменов проводят по зачетной системе. 90 баллов там не нужно. Например, большая часть инженерных вузов по русскому языку не ставят баллов, а ставят зачет. Для таких зачетных непрофильных экзаменов, как правило, используются границы тройки, которые мы рекомендуем для школы. Есть вузы. В которых из трех только один с балами, а два – в зачетной форме. Это все выпускник должен узнать в том вузе, куда он собирается поступать.


Что делать на ЕГЭ выпускнику, которого устроит тройка? Нужно уделить внимание частям А и Б. Частью С стоит заниматься, если останется время.


Про часть А иногда говорят: угадывай и победишь. Не получится. Надо думать, угадывать можно порекомендовать только в одном случае. Из предложенных вариантов ответов в части А ты видишь два явно неправильных, а из двух других не знаешь, что выбрать. Тут, понятно, что неправильные надо отбросить, а из тех, которые кажутся возможными – выбрать. Первая операция при поиске правильного ответа из нескольких предложенных вариантов – это отбросить совершенно невозможные. Например, если это физика, то не та размерность: скорость не может измеряться в джоулях. По химии: соединяются два вещества, спрашивается, что будет в результате, здесь никак нельзя выбрать ответ, в котором кроме двух веществ, которые соединялись, есть еще какое-то, которого не было в исходных. Если это русский язык, то можно, например, понять: данное слово – не существительное, а вот причастие или деепричастие уже можно думать. Надо подходить к поиску ответа со здравым смыслом: если в ответе скорость пешехода 150 км в час, то это явно неверно. То есть сначала отбросить ненужное, а уже оставшееся анализировать. Не надо тупо бегать по всем ответам.


В части В надо дать короткий ответ. У троечников здесь проблема в том, что они не могут понять вопроса. Наши эксперты диву даются, что должно быть в голове у ребенка, чтобы он так понял вопрос. Поэтому сначала надо очень внимательно читать задание. Надо стараться его понять. При этом надо обращать внимание на правила, в ответах не все буквы можно использовать, не все формулы – к каждому заданию есть такие комментарии.


Во время сдачи ЕГЭ очень важно, если ты не знаешь ответа на какое-то задание, не зависать на нем. Иди дальше. Здесь важно набрать как можно больше баллов. Каждое задание части А стоит, как правило, один балл, части Б – два балла, а части С – три-четыре, до пяти баллов. Останется время, можно вернуться к пропущенным вопросам и подумать над ними. Даже для школьной пятерки не нужно решить все задания, достаточно двух третьих.


Для троечников. Пожалуй, и все. Хочу только еще раз повторить: думай, думай и думай. Без этого не обойтись ни на традиционном экзамене, ни на ЕГЭ. На ЕГЭ, конечно, нужно знать факты, даты по истории, формулы по физике и химии.


- А какая стратегия для отличника?


- Необходимы два качества. Надо уметь решать традиционные задачи – по математике, истории, физике. Если ты отличник, ты, скорее всего, умеешь это делать.

В начале, пока голова свежая, нужно начать с части С. Единственное пожелание, писать сначала в черновике, к когда переносишь в чистовик, рассчитать место, потому что оно здесь ограничено, не размахиваться в начале, чтобы не мельчить в конце. Писать надо аккуратно, потому что часть С проверяют люди.


Вот собственно и все рекомендации, которые можно дать для сдачи ЕГЭ. Это не мое изобретение, это рекомендации детей, которые уже прошли через эту процедуру.


Подробнее

Главная | История | Аттестация | Профильное обучение | Дела житейские | Путник | Наши проекты | Наши праздники | Новости

г. Краснодар, ул. Благоева 22, тел. (861) 237-59-45, факс (861) 237-59-45

Copyright © Gymn-69 2005-2012 г.