Ректоры ведущих российских вузов недовольны нацпроектом "Образование"
Высшее образование в нашей стране становится все более популярным.
Сейчас в вузах учится более 7 миллионов студентов, что в разы больше,
чем 15 лет назад. При этом число преподавателей с тех пор увеличилось
всего на 20 процентов. Качество подготовки многих из них не
выдерживает никакой критики. Количество бюджетных мест в вузах
сокращается. Между тем большинство работодателей недовольны уровнем
знаний нынешних выпускников. Этим и другим актуальным проблемам
отечественной высшей школы был посвящен круглый стол с участием
наиболее видных деятелей российского образования.
- Нынешнее качество школьной подготовки - повод бить тревогу, -
считает ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, у ребят,
штурмующих крупнейший российский университет, большие проблемы с
математикой и русским языком. Это значит, что переучивать надо в
первую очередь школьных педагогов.
Образовательная элита высказалась за сохранение льгот медалистам и
победителям олимпиад и против ЕГЭ. "Пушкин или Эйнштейн не сдали бы
этот экзамен", - заявил первый заместитель председателя Комитета
Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
Тесты не позволяют учащимся проявить талант и думать абстрактно. Они
превращают обучение в "натаскивание". А декан факультета журналистики
МГУ Ясен Засурский назвал единый госэкзамен иллюзией.
Виктор Садовничий предложил перейти от ЕГЭ к ЕГО - так называемой
единой государственной оценке. Разница двух систем заключается не
только в одной букве: ЕГО предполагает проведение творческих
конкурсов, которые помогли бы выявить талантливых ребят. Кроме того,
новая система позволит оценивать успеваемость школьника во время всего
периода обучения, а не только по окончании школы.
Серьезной критике был подвергнут и нацпроект "Образование". Основным
его недостатком, по мнению ректоров, является отсутствие основной
идеи, которая, собственно, и придала бы проекту национальный масштаб.
Разовыми выплатами грантов, которые получает ничтожное количество
претендентов, общую проблему падения уровня образования в России не
решить. Да и финансирование нацпроекта составляет менее половины от
реальных потребностей образования.
Ректоры представили декларацию альтернативного национального проекта
"Образование - для всех". В этот документ входят меры по
реформированию всех уровней российского образования - от дошкольных
учреждений до университетов. Помимо этого в декларации предлагается
создание "информационной среды, способствующей просвещению и развитию
личности", превращение образования в "социальный лифт", программа по
улучшению здоровья учащихся и т.п.
http://www.edu.ru
|