Болонский процесс глазами российских студентов
В 2010 ГОДУ Россия должна стать полноправным участником Болонского
процесса, который подразумевает значительные перемены в системе
высшего образования страны. Но между тем российские студенты вовсе не
готовы учиться на бакалавров, смутно представляют себе, что такое
студенческое самоуправление, а о зачетных кредитных единицах так и
вообще не слышали.
Таковые неутешительные результаты исследования, которое провела среди
учащихся 11 ведущих вузов страны Высшая школа экономики. Большая часть
общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу и
видит в нем больше минусов, чем плюсов.
- Причем сопротивляются не только студенты, но и руководители вузов, -
подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. - Наши профессора считают
бакалавров недоучками. Более того, российская система - одна из самых
закрытых в мире и вовсе не собирается раскрываться, судя по реакции
ректоров. Болонский процесс предполагает открытость, а у нас, к
примеру, учебные планы вывешивает на своих сайты лишь половина вузов.
Не говоря уже о финансовых документах и программах отдельных курсов:
эту информацию не скрывает лишь 20 процентов. Это нездоровое явление,
которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой.
Студенты подливают масло в огонь. В результате исследования
выяснилось, что 20 процентов из них вообще ничего не знают о
двухуровневом образовании по схеме "бакалавр-магистр". Абсолютное
большинство по-прежнему хочет учиться пять лет и окончить вуз с
дипломом специалиста, 36 процентов готовы получить степень магистра. В
бакалавры готовы идти лишь 5 процентов опрошенных.
О том, что студент в принципе может быть мобильным и ездить на учебу в
другие страны, слыхом не слыхивали около половины респондентов,
собственно так же, как и об участии студентов в управлении вузами.
Хуже всего дело обстоит с зачетными единицами (так называемые
образовательные кредиты). Что это такое и с чем его едят, не знают 90
процентов российских студентов. А это, между прочим, один из основных
принципов Болонской конвенции. Следуя ему, студент сам выбирает себе
программу обучения в соответствии с будущей специальностью. И сдает
работы, набирая очки-кредиты. Авторы исследования опасаются, что
российские студенты не будут рваться набирать их или остановятся на
тех дисциплинах, которые нужнее для будущей профессии, а на тех,
которые легче сдать.
http://www.edu.ru
|