Экзамен для вуза
Если смотреть на количественные показатели, то наша страна испытывает
настоящий бум высшего образования. В 1995 г. в 762 вузах учились 2,8
млн студентов, в 2006 г. - уже 7,3 млн в 1090 вузах. Число выпущенных
дипломированных специалистов выросло за этот период с 395 500 до 1,06
млн. Однако уровень образования снижается. Причина известна: в стране
работает немало вузов, которые заняты не преподаванием, а торговлей
дипломами.
Вчера за ненадлежащий контроль за аттестацией, государственной
аккредитацией и лицензированием вузов и их филиалов были наказаны
глава Рособрнадзора Виктор Болотов и его заместитель Елена Геворкян.
Министр образования Андрей Фурсенко объявил подчиненным дисциплинарные
взыскания по представлению Генпрокуратуры, которая в ходе проверки
Рособрнадзора обнаружила выдачу лицензий вузам, не располагающим
квалифицированными преподавателями и не представившими всех
необходимых документов.
По отечественной традиции наказания невиновных и награждения
непричастных пострадали руководитель Рособрнадзора - один из
последовательных сторонников введения единого госэкзамена, который
может сократить взятки при поступлении в вузы, и его заместитель,
которая настояла на закрытии наиболее одиозных филиалов вузов, почти
легально торговавших дипломами. История с выговорами в очередной раз
подтвердила очевидное: отечественная система лицензирования вузов и
аккредитации программ обучения по многим специальностям не
обеспечивает решения двух ключевых задач. Она не гарантирует должного
качества образования и не предлагает четких критериев для отказа в
выдаче документов, необходимых для открытия нового и продолжения
работы действующего вуза, что делает ее взяткоемкой.
Вузы переполняют рынок труда не только малоквалифицированными юристами
и экономистами, выпуск которых вырос в 4,4 раза с 1995 г., но и
педагогами и работниками культуры и кинематографии (2,3-2,4 раза),
создавая при этом дефицит инженеров различных специальностей. По
данным исследования Всемирного банка за 2004 г., лишь 20% российских
выпускников работали по специальности. Это ведет к падению престижа
отечественного образования. По данным ФОМ, в 2001 г. 39% опрошенных
полагали, что оно соответствует мировым стандартам или превосходит их,
противоположной точки зрения придерживались 35%, 26% не высказали
своего мнения. В 2007 г. ситуация изменилась: 35%, 41% и 23%
соответственно. А по данным "Левада-центра", 53% опрошенных не верят в
то, что их дети и внуки смогут получить качественное образование.
Прокурорские атаки и выговоры не переломят ситуацию. Необходимо
изменить механизм лицензирования вузов и аккредитации, уточнить
требования к обучению по конкретным специальностям и внести поправки в
закон "Об образовании", чтобы сделать четкими критерии отзыва лицензии
у недобросовестных вузов. Необходимо также дальнейшее распространение
ЕГЭ, который заставит вузы конкурировать за сильных абитуриентов.
http://www.edu.ru
|